История создания оперы "Война и мир" - 10 Сентября 2011 - Блог - Музы Стерлитамака
Музы Стерлитамака
Главная » 2011 » Сентябрь » 10 » История создания оперы "Война и мир"
20:14
История создания оперы "Война и мир"

Фашистские полчища напали на нашу страну. Прервалась мирная созидательная жизнь. «Все для фронта, все для победы» — этим стала жить вся страна. В первые тревожные дни у Сергея Прокофьева окончательно сложился замысел новой оперы.
Мысль обратиться к роману Льва Толстого «Война и мир» возникла у композитора в 1940 году. В апреле 1941 года он вместе с женой, Мирой Александровной, наметил план либретто, но за создание его приняться не спешил. Невыполнимой казалась задача воплотить в музыке грандиозную эпопею Толстого, уложить все многообразие происходящих событий в рамки жесткого сценического времени. Но теперь, летом 1941 года, страницы романа, повествующие о борьбе русского народа с полчищами Наполеона, об изгнании наполеоновской армии с русской земли, стали особенно близки Прокофьеву. Он понял, что именно они должны лечь в основу оперы. И началась работа.
В июле был разработан подробный сценарий.
В опере объединились обе основные сюжетные линии эпопеи Толстого: «линия войны» – народная, связанная с судьбой России, и «линия мира» — лирико- психологическая, посвященная судьбам отдельных персонажей. Конечно, показать на сцене всех героев Толстого было невозможно. Прокофьев сконцентрировал внимание на взаимоотношениях Наташи и князя Андрея, уделил много внимания Пьеру. Остальных введенных в оперу героев —  княжну Марью и старого князя Болконского, Элен и Анатоля Курагиных, Денисова, Долохова, Ахросимову, Соню, графа Ростова — показал лишь постольку, поскольку они имели отношение к истории Наташи и князя Андрея.
Постепенно сложился такой порядок картин: «Ночь в Отрадном», «Росговы с визитом у старика Болконского», «Встреча Наташи с Анатолем у Элен», «Анатоль и Долохов перед похищением», «Неудачное похищение. Отчаяние Наташи. Пьер», «Пьер трясет Анатоля», «Перед Бородином. Кутузов. Андрей. Пьер — Андрей», «Наполеон на Шевардинском редуте во время Бородинского сражения», «Москва, сцена казни поджигателей. Пьер в плену», «Наташа у раненого Андрея», «Отступление французов. Освобождение Пьера».
По этому плану Мира Александровна начала писать либретто.
Работа оказалась очень трудной. Сразу же стало ясно, что невозможно, как выразился Прокофьев, «зарифмовать Толстого». Либретто должно остаться прозаическим. В то же время в нем нужно, значительно сократив соответствующие куски текста романа, постараться сохранить всю специфику языка Толстого. Нужно отобрать типичные толстовские эпитеты, фразы, соединив их необходимыми «служебными» словами, и сделать это тактично, осторожно.

Вот, например, первая картина. Князь Андрей едет в имение графа Ростова Отрадное. «На краю дороги стоял дуб. Вероятно, в десять раз старше берез, составляющих лес, он был в десять раз толще и в два раза выше каждой березы. Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными, давно видно, суками и с обломанной корой, заросший старыми болячками. С огромными своими неуклюже, несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. (…)
„ Весна, и любовь, и счастье! — как будто говорил этот дуб. — И как не надоест вам все один и тот же глупый, бессмысленный обман. Все одно и то же, и все обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастья”».
Так писал в своем романе Лев Николаевич Толстой. Положить на музыку этот текст невозможно. Длинные фразы, изобилующие обособлениями, нельзя спеть. Да и не нужно. Слова не проговаривающиеся, а поющиеся должны быть гораздо короче. И вот каким получился текст ариозо князя Андрея: «Светлое весеннее небо… Разве это не обман? Разве есть солнце, весна и счастье? Сегодня я проезжал лесом. Там все зазеленело, и береза и ольха покрылись молодой листвой. Ярко меж травы зеленой пестрели первые весенние цветы. А на краю лесной дороги стоял огромный дуб, заросший старыми болячками, с корявыми руками и пальцами. Сердитым и презрительным уродом стоял он меж кудрявыми березами и говорил как будто: „Весна, и любовь, и счастье — все это глупый, бессмысленный обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастья!»
Так же пришлось поступать и дальше. Лишь в отдельных жанровых эпизодах оперы можно было использовать поэтические тексты — стихи Ломоносова, Жуковского, Батюшкова, создающие колорит эпохи.

С фронтов приходили неутешительные вести. Враг стремительно наступал. Началась эвакуация столицы. Группу крупнейших деятелей искусства — музыкантов и артистов — в начале августа отправили в Нальчик.
Небольшой городок в сердце гор Кавказа встретил гостей приветливо. Им были созданы необходимые условия для работы, с ними по-братски делились всем, что имели. В Нальчике 15 августа была написана первая страница музыки оперы «Война и мир».
Несмотря на трудности военного времени, несмотря на то, что в ноябре Прокофьевым пришлось переехать из Нальчика в Тбилиси, опера рождалась буквально на глазах. Огромное произведение из одиннадцати картин со множеством действующих лиц было закончено за восемь месяцев. На одной из страниц рукописи сохранились слова: «13 апреля 1942 года — окончание сочинения оперы».
«Окончание». На самом деле это было только начало.
Победоносно завершилась Великая Отечественная война. Меньше чем через месяц после Праздника Победы, 7 июня 1945 года, в Большом зале Московской консерватории состоялось концертное исполнение «Войны и мира», а еще через некоторое время оперу принял к постановке Ленинградский Малый оперный театр. В эти месяцы Прокофьев написал еще две картины — «Бал у екатерининского вельможи» и «Военный совет в Филях». Теперь в опере стало тринадцать картин.
Возникли серьезные сомнения: можно ли дать «Войну и мир» в один вечер? Не окажется ли это слишком утомительным и для публики и для исполнителей?
Дирижер С. А. Самосуд предложил разделить оперу на две части, каждая из которых занимала бы вечер. Первая часть, из восьми картин, была показана Малым оперным театром 12 июня 1946 года. Но труд композитора продолжался: Прокофьев доработал массовые сцены, наметил кое-какие сокращения внутри отдельных картин для одновечерней постановки. Уже в 50-е годы вновь вернувшись к «Войне и миру», композитор написал дуэт Наташи и Сони для первой картины, изменил многое в партии князя Андрея, написал заново эпизод в арии Кутузова… Только смерть прервала работу Сергея Сергеевича над произведением, которое он любил больше всех других своих созданий.

В разных городах оперу ставили в различных вариантах: в десяти, в одиннадцати, в тринадцати картинах, без эпиграфа…
И наконец, 15 ноября 1959 года в Большом театре Союза ССР состоялась премьера полной оперы: тринадцать картин с эпиграфом. Так закончилось сценическое становление одной из лучших опер нашего времени.
«Война и мир» — истинно русская опера, патриотическое произведение, воспевающее силу и мощь русского народа, его величие и непобедимость. Это творение художника, черпавшего вдохновение в традициях русской музыкальной классики. «Военные картины» оперы вызывают в памяти страницы «Ивана Сусанина», «Князя Игоря». В них ясно ощущается преемственность, идущая от опер Мусоргского. Прокофьев, как и Мусоргский, стремился через прошлое отразить настоящее. Отечественная война 1812 года служила ему поводом для выражения патриотических чувств, охвативших советский народ, который поднялся на защиту своего отечества. Но не народной музыкальной драмой, как творения Мусоргского, а народным музыкальным эпосом стала «Война и мир».

Оперу открывает хоровой эпиграф, своего рода заставка, перекидывающая арку через последующие лирические картины к военным сценам.
«Силы двунадесяти языков Европы ворвались в Россию… Враг разрушал наши города, грабил наши дома, убивал наших детей и отцов и стремительно несся вперед, оставляя назади тысячи верст голодной враждебной страны…» Тяжелые и мерные набатные звуки оркестра аккомпанируют этим словам. А вслед одна за другой проходят темы, которые в дальнейшем появятся в сценах, посвященных войне. Торжественно и мощно завершается эпиграф.
Продолжение этой темы «Войны и мира» — в восьмой, десятой, одиннадцатой и тринадцатой картинах. Музыка рисует в них и бедствие народное, и силу народную. Великолепны хоровые фрески, утверждающие неистребимую веру народа в победу, в будущее.
Кутузова Прокофьев толкует как подлинно народного полководца. Недаром в процессе работы композитор понял, что должен показать его более полно, чем задумывал вначале. В картине «Военный совет в Филях», в арии «Величавая, в солнечных лучах, матерь русских городов», с ее широкой, действительно величавой мелодией, и дана центральная характеристика Кутузова. Каким мелким кажется рядом с ним Наполеон! Его партия лишена распевности, короткие фразы остры и взвинченны, словно реплики азартного игрока, идущего ва-банк… За ним нет народа, нет высокой идеи. Это авантюрист, который вдруг почувствовал, что близка заслуженная расплата.
Лирические страницы «Войны и мира» неповторимы по своему обаянию, прелести, психологической глубине. И в них, а особенно в жанровых эпизодах оперы, Прокофьев выступает как продолжатель классических традиций, на этот раз — Чайковского. Не случайно в первой картине — «Ночь в Отрадном» — Наташа и  Соня поют дуэт на стихи Жуковского («Ручей, виющийся по светлому песку…»); дальнейшие строфы этого стихотворения («Уж вечер, облаков померкнули края…») были взяты Чайковским для дуэта Лизы и Полины в «Пиковой даме»!
Четвертая картина — «Бал у екатерининского вельможи» — жанровая. Торжественный полонез, песнопения на стихи Ломоносова, блестящая мазурка, хор на стихи Батюшкова — все это не может не вызвать в памяти третью картину «Пиковой дамы», костюмированный бал в доме видного петербургского сановника.

Очень своеобразен музыкальный язык оперы, выразительные средства, которые использует композитор, характеризуя героев. Для Прокофьева нет мелочей. Достаточно заглянуть в список  действующих лиц, чтобы понять это: кроме обычного «бас», «тенор», «сопрано», — он добавляет лаконичные характеристики, и перед нами возникает живой образ. Вот, например:
«Князь Николай Андреевич Болконский — бас (низкий, саркастический).
Марья Дмитриевна Ахросимова, родственница Ростовых, — меццо-сопрано (властное).
Ямщик Балага — бас (высокий, лихой).
Иванов — тенор (пронзительный)».
Это о второстепенных действующих лицах. Герои же буквально «вылеплены» композитором, до того рельефны, «зримы» их музыкальные характеристики. Кстати, и в этом Прокофьев следовал классической традиции русских композиторов. Вспомним, как определял действующих лиц «Ивана Сусанина» Глинка!
Центральный эпизод второй картины — чудесный лирический вальс, поэтичный и одухотворенный. В нем вся гамма чувств Наташи: ее робость и волнение, радостная надежда и нерешительность.
В третьей картине Наташа и старый граф Ростов приезжают с визитом к князю Болконскому. Тот отказывается принять их. Наташа расстроена, подавлена, ее охватывают смятение и тревога… Как тонко передает это музыка ее ариозо с  неустойчивой, скользящей и хрупкой мелодией, в порыве надежды вдруг взлетающей вверх!
Ариозо Наташи в четвертой картине с простой, открытой, немножко наивной мелодией — это не только ее характеристика, прокофьев здесь словно объясняет нам, как Наташа воспринимает Элен. Чистая и доверчивая,  она восхищается красотой жены Пьера, думает, что та так же добра и честна, как ее муж. Не  случайно те же интонации прозвучат потом в обращении Наташи к Пьеру. А в устах Абросимовой (в сцене неудачного похищения Наташи) они исказятся, станут грубее — покажут истинный облик Элен, разрушат Наташино идиллическое представление о ней.
В четвертой картине звучит еще один вальс — «Вальс обольщения Наташи Курягиным» – с напряженной, преувеличенно страстной мелодией. Он тоже  появится потом в шестой картине, но интонации его преобразятся, станут горестно всхлипывающими.
В шестой картине Наташа сначала в напряженном ожидании, затем в отчаянии. Эти чувства передают оркестр и вокальные фразы, иногда даже и не фразы, а отдельные восклицания, словно прерываемые рыданиями. Но и здесь возникает мелодический эпизод – напевное ариозо: Наташа раскаивается в том зле, которое она причинила князю Андрею.
Князь Андрей появляется в первой картине. Мужественная, благородная и в то же время глубоко лирическая мелодия его ариозо потом не раз встретится в опере. Если вальс в сцене бала — музыкальный портрет Наташи, то центральный эпизод его более широкой мелодией передает чувства князя Андрея: восхищение Наташей, зарождающуюся любовь. В большом монологе князя Андрея в восьмой картине (перед Бородинским сражением) — мир его воспоминаний. В последующей сцене с Пьером показаны мужество Болконского, вера в победу, героическая, суровая решимость и вместе с тем чувство собственной обреченности.
Последняя картина, в которой появляется князь Андрей, — «Изба в Мытищах» Смертельно раненный Болконский бредит. Вот как описывает его состояние Толстой:
«Здоровый человек обыкновенно мыслит, ощущает и вспоминает  одновременно о бесчисленном количестве предметов, но имеет власть и силу, избрав один ряд мыслей или явлений, на этом ряде явлений остановить все свое внимание… Душа же князя Андрея была не в нормальном состоянии в этом отношении. Все силы его души были деятельнее, яснее, чем когда-нибудь, но они действовали вне его воли. Самые разнообразные мысли и представления одновременно владели им. Иногда мысль его вдруг начинала работать, и с такой силой, ясностью и глубиною, с какою никогда она не была в силах действовать в здоровом состоянии…
(…) И вдруг ход мыслей этих оборвался, и князь Андрей услыхал (не зная, в бреду или в действительности он слышит это), услыхал какой-то тихий шепчущий голос, неумолкаемо в такт твердивший: «И пити-пити-пити» и потом «и ти-ти», и опять «и пити-пити-пити», и опять), «и ти-ти». Вместе с этим, под звук    этой шепчущей музыки, князь Андрей чувствовал, что над лицом его, над самой серединой, воздвигалось какое-то странное воздушное здание из тонких иголок или лучинок. Он чувствовал (хотя это и тяжело ему было), что ему надо было старательно держать равновесие, для того чтобы воздвигавшееся здание это не завалилось; но оно все-таки заваливалось и опять медленно воздвигалось при звуках равномерно шепчущей музыки».
Удивительно передает это музыка Прокофьева. Она действительно «равномерно шепчущая». Размеренно и вместе с тем зыбко движение аккордов скрипок, хрупких, прозрачных. Безжизненно звучат слова князя, произносимые им в бреду. Женский хор на одной ноте монотонно повторяет: «Пити-пити-пити…». Бредовое состояние сменяется моментами просветления.
В оркестре возникают, как воспоминания, проносящиеся перед Болконским, различные темы: мелодия арии Кутузова как лейтмотив Родины, Москвы, тема Наташи… И сама она, словно призрак, вызванный настойчивым желанием видеть ее, появляется перед князем. В большом дуэте вспоминают они прежние дни. Но вновь возвращается бред… Князь Андрей умирает.
Метко и зло охарактеризован в опере Анатоль Курагин. Не только «вальсом обольщения», но и речитативами, выявляющими его глупость, пошлость и легкомыслие. Точно обрисована Ахросимова — решительная, властная и в то же время душевная и простая; разоблачена пустая и бессердечная Элен; сочувственно выведен мягкий, немного неуклюжий, но такой обаятельный чистый Пьер…

Музыкальная эпопея Прокофьева — самое монументальное произведение, одно из величайших достижений советского оперного творчества. Воссоздавшая дух гениального полотна Льва Толстого, вобравшая лучшие традиции классического оперного искусства, «Война и мир» — яркое свидетельство того, насколько жизнеспособен и богат возможностями жанр оперы, один из самых сложных и в то же время демократических жанров.

Л. Михеева

Просмотров: 4728 | Добавил: Ele | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 3
3  
Look at this quote:
I drink Diet Coke from the minute I get up to the minute I go to bed. (c)Karl Lagerfeld "http://idipic.com/idioms_quotes/funny-phrases" - funny words

2  
Hello!
Aliquam luctus tempus enim felis pellentesque vestibulum quis. Suspendisse ut lorem eu vitae fringilla eget vulputate fringilla orci luctus.

1  
спасибо за интересный блог

Имя *:
Email *:
Код *:

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 377
Статистика
Календарь
«  Сентябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Мини-чат
200
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz