Камень, тетива, раковина и тростинка. Беседа о музыке. - 10 Сентября 2011 - Блог - Музы Стерлитамака
Музы Стерлитамака
Главная » 2011 » Сентябрь » 10 » Камень, тетива, раковина и тростинка. Беседа о музыке.
20:23
Камень, тетива, раковина и тростинка. Беседа о музыке.

instrumenti1Мы включили радио. Зазвучала музыка: мягко и нежно запели скрипки, их сменил горделивый сигнал звонкоголосой трубы, высокие, свистящие трели флейты, низкое ворчание фагота; глухо ударил там-там; звякнули медные тарелки… Какое богатство мелодий, какое разнообразие звуков! И сами инструменты какие разные: огромный, громоздкий контрабас и малюсенькая, тоненькая флейта-пикколо; нарядная, блестящая арфа и скромная изящная скрипка — краса и гордость симфонического оркестра.
В современном симфоническом оркестре более двадцати видов различных инструментов.
Очевидно, и играют на них по-разному? По-разному, конечно, но не совсем.
Представьте, перед вами четыре картинки.

Лук — грозное оружие древних скифов, индейцев. Оружие, принесшее всемирную славу легендарному Робин Гуду, вольнолюбивому Вильгельму Теллю.

Морская раковина. Он очень красив, этот  хитроумно закрученный домик подводных моллюсков. Такие раковины часто служат украшением комнаты. Иногда их употребляют вместо пепельницы.

Тростинка. Об этом тоненьком растении и сказать вроде бы нечего—тростинка как тростинка, ничего особенного.

И наконец, камень — предмет, довольно распространенный и даже полезный. Но для чего и он попал в эту странную коллекцию? Что общего между этими вещами? И какое отношение они имеют к музыке?

Все эти предметы звучат — вот свойство, которое их объединяет.
«Ну и что же, — скажете вы, — какое же это сходство? Любой предмет можно заставить звучать. Это еще из физики известно: «Источником звука может служить любое тело, способное совершать упругие колебания». Что ж тут удивительного?»
Но если вдуматься, то в этом и состоит главное чудо: из обыкновенных «упругих колебаний», из «звуковых волн, возбуждающих колебания в наших ушах», как говорит тот же учебник физики, и рождается музыка.
Но уже очень давно человек услышал и понял, что звуки могут быть разные.
Охотник, проверяя прочность тетивы своего лука, услышал вдруг, что тетива не только красиво звенит, когда ее тронешь, но и звенит по-разному: слабее натянешь — звук глуховатый, низкий; натянешь сильнее — звук получается высокий, долго тянущийся. На разных луках тетива звенит по-разному. Можно изобразить голосом эти разные звуки, спеть их. Получится, правда, очень несложная, но все же мелодия.
А если попробовать на один лук натянуть не одну, а две — три тетивы? Все они разной длины и звучат по-разному: выше и ниже. Тетива — это та же струна. Вот вам и струнный инструмент.
Теперь уже нетрудно представить себе его ближайших родственниц — лиру или арфу.

Тритон. Так представляли себе древние греки и римляне морское божество. Веселые, красивые юноши с рыбьими хвостами — свита грозного бога морей — Нептуна. В музеях древней культуры, среди иллюстраций к мифам Древней Греции, вы непременно встретите подобное изображение. Называется оно почти всегда одинаково: «Тритон, трубящий в раковину». Надо ли теперь объяснять, для чего мы включили морскую раковину в нашу коллекцию?
Богатыри — герои наших русских былин — трубят не в раковины, — этот инструмент слабоват для их мощной груди, да и море, где водятся эти раковины, не близко. Им для этой цели служит «турий рог» — рог былинного быка-великана, тура.
А в поэме Пушкина «Граф Нулин», совсем близкой к нам по времени, читаем:

«Пора, пора! Рога трубят;
Псари в охотничьих уборах
Чем свет уж на конях сидят,
Борзые прыгают на сворах».

Знаменитые охотничьи рога, из которых, как мы уже знаем, составлялись целые оркестры.
От раковин, рогов животных, с их гулким, призывным звуком, и пошли наши фанфары, трубы, тромбоны — вся медная духовая группа симфонического оркестра и инструменты военного духового оркестра.

Теперь вам, наверное, не трудно догадаться, что тростинка — это тоже будущий духовой инструмент. До сих пор существуют камышовые дудочки.
Возьмите в руки такую дудочку, и вы увидите, что в ней просверлены отверстия. Если закрыть все отверстия пальцами, а потом по одному их открывать, то звуки будут изменяться. Ведь тетива лука, если ее делать то короче, то длиннее, изменяет свое звучание. Так и воздушный столб, который колеблется внутри тростниковой дудочки, то укорачивается, то удлиняется, в зависимости от того, в какое отверстие позволит ему выйти человек, играющий на дудочке. Закроет пальцем верхнюю дырочку — воздух выйдет в следующую, ближайшую; закроет все, оставит только самую нижнюю — воздушный столб удлинится, и звук получится самый низкий, какой только можно извлечь из этого инструмента.
Сейчас потомки камышовой дудочки — флейты, гобои, кларнеты, фаготы — делаются из дерева, металла, пластмассы, да и устройство их, конечно, сложнее, чем у дудочки-свирели, отверстия перекрываются кнопками-клапанами. Но ведь и нынешняя скрипка очень мало похожа на охотничий лук.

Теперь обратимся к последнему предмету в нашей коллекции. О чем же может рассказать простой камень?
Люди уже очень давно умели танцевать. Танцы первобытных людей, конечно, очень отличались от наших теперешних вальсов, полек, мазурок. Это были танцы-заклинания, танцы-рассказы, изображающие охоту, торжество победы над врагом или какие-нибудь занятия, домашние дела.
Танцы были длинными, — ведь порой приходилось в них рассказывать подробно об охоте или погоне, которая длилась много дней.
Древние зрители были одновременно и участниками таких танцев: они изображали оркестр, сопровождая танцы ритмичными хлопками. Но попробуй-ка поаккомпанировать таким образом танцу, который длится несколько часов,—от этих хлопков ладони вспухнут. Нашли выход: взяли два плоских камешка и стали постукивать ими друг о друга. Чем не оркестр? Потом попробовали «поаккомпанировать» на растянутой для просушки коже — совсем хорошо получилось. Отсюда уже недалёко и до барабана.

А что же с камнем? Уступил место кожаному барабану? Нет, не совсем так.
Мы не знаем, как назывался этот древнейший инструмент в то далекое, очень далекое время. Работники одного из французских музеев, где он сейчас хранится, назвали его литофоном. Слово «лито» значит «камень». Как играли на литофоне? Очевидно, ударяли поочередно по одному из камней каменной же колотушкой.
Длинные камни издавали низкие звуки, короткие—более высокие. Конечно, музыка, которую можно было сыграть на этом каменном инструменте, не отличалась особой мелодичностью, но все-таки это была музыка; древнейшая музыка, исполненная на древнейшем музыкальном инструменте.

Скажите, а не напоминает ли вам литофон какой-нибудь другой, более современный музыкальный инструмент? Подскажу вам: у них даже названия похожи.
Это ксилофон. Его пластинки сделаны из дерева («ксило»—«дерево»). Играют на нем деревянными изогнутыми палочками. Конечно, ксилофон гораздо совершеннее своего каменного предка, и музыка, которую на нем можно сыграть, куда разнообразнее, интереснее и звучнее. Но и литофон, и ксилофон, и даже простые детские цимбалы, на которых, конечно, каждый из вас «играл» в детстве, — все это музыкальные инструменты одной группы — ударной.

Итак, значит камень, тетива, раковина и тростинка — это прапрадедушки и прапрабабушки наших современных музыкальных инструментов.
От тетивы лука произошли инструменты, у которых звучит натянутая струна, то есть струнные. В зависимости от того, как на них играют—щипком (то есть щиплют струну пальцами) или смычком,— они и называются «щипковыми» (арфа, гусли) и «смычковыми» (скрипки, виолончели, контрабасы).
Раковина и тростинка — это предки духовых инструментов, в которых звучит воздушный столб.
И наконец, камень — это первый ударный инструмент.

Иногда неверно думают, что ударные инструменты — это только барабаны, тарелки и прочие, производящие скорее шум, чем мелодичный звук. Но ведь и ксилофон — ударный инструмент: он тоже числит в своих предках каменные цимбалы — литофон.
Больше того, и ксилофон, и литофон, и детские цимбалы — это все родня самого сложного и самого главного музыкального инструмента — рояля.

Г. Левашева ( Отрывок из книги "Поговорим о музыке”)

Просмотров: 726 | Добавил: Ele | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2  
Свободная продажа, никто не прописан. Очень качественный ремонт. Во дворе фонтан, детский сад, школа. Выиграл в конкурсе "Лучший Люберецкий дворик". Рядом вся инфраструктура, торговый центр. 5600 метров от мкад и несколько альтернативных дорог к Москве.
+7 9O6 O43 61 67
Виктор

1  
хороший материал

Имя *:
Email *:
Код *:

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 377
Статистика
Календарь
«  Сентябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Мини-чат
200
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz