Классный час: "Милосердие. нужно ли оно мне?" - 22 Октября 2011 - Блог - Музы Стерлитамака
Музы Стерлитамака
Главная » 2011 » Октябрь » 22 » Классный час: "Милосердие. нужно ли оно мне?"
21:42
Классный час: "Милосердие. нужно ли оно мне?"

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №26»

городского округа город Стерлитамак

 

 

 

Разработка классного часа на конкурс «Учитель года» по теме:

 

Милосердие. Нужно ли оно мне?

 

Авторы составители:

Учитель музыки Лосева Елена Вячеславовна,

Учитель русского языка и литературы

Яночкина Вера Витальевна.

 

Цели: 
 1.Воспитание в детях человечности, милосердия, умения прийти на помощь нуждающимся в ней, стремление быть благородным в жизни.
 2. Способствовать усвоению понятий: «доброта», «чуткость», «милосердие», «гуманность», а также развитию нравственного самопознанию.
 3.Усвоение учащимися одного из основных нравственных принципов, которым должны руководствоваться все люди, формирование культуры ведения беседы.
  Задачи:
  1. Помочь учащимся раскрыть содержание понятия «милосердие».  
  2. Способствовать развитию нравственных качеств учащихся.
  3.Обучать навыкам группового взаимодействия, умение работать в команде.  
  Технологии: технология проблемного обучения, информационные технологии, групповая технология.

      Что такое классный час? Наверное, каждый педагог, не задумываясь, сможет дать краткую характеристику этой форме воспитательной работе. Этот процесс общения планируется, проектируется, управляется педагогом. Методика подготовки и проведения классного часа, прежде всего, предполагает определение его содержания, которое в свою очередь зависит от целей и задач, возрастных особенностей учащихся, их опыта.

     В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственные ценности, воспитание открытости к добру и умения противостоять злу. Решение задачи воспитания - это один из приоритетов общества и государства. Если попросить разных людей охарактеризовать современный мир, то можно услышать: страшный, жестокий, разобщенный. И действительно, страшно потерять сознание на улице, опасно идти вечером домой, открывать дверь незнакомцу и лететь на самолете. Но еще тяжелее от мысли, что и наши дети, и наши внуки всю свою жизнь будут испытывать чувства недоверия и нетерпимости по отношению к окружающим. 

    Идеей методических разработок  является усиление роли школы как одного их основных социальных институтов в формировании и развитии среды на основе ценностей многонационального российского общества, общероссийской гражданской идентичности, социально-культурного самосознания,  уважения к ценностям иных культур, конфессий и мировоззрений.

В помощь педагогам прилагаются дополнительные материалы к классным часам (тексты художественной литературы, материалы ВЦИОМ, разработки плакатов, оформления для классного часа, тексты международных документов по толерантности, разработки по профилактике толерантности ЮНИСЕФ и ЮНЕСКО  и т.д.).


  "Без сострадания, милосердия невозможно жить в мире".

 

- Здравствуйте, ребята!

- Сегодня, когда  я шла на встречу с вами, на улице Губайдуллина (необходимо назвать улицу, которая на слуху у ребят, чтобы подчеркнуть значимость и близость происходящего к обучающимся) я увидела ребят. Они весело о чем-то говорили. А рядом  стояла бабушка. Она боялась перейти дорогу. Один мальчик подошёл и сказал ей: «Бабуля, давайте я Вам помогу перейти дорогу!». Он взял ее за руку и помог перейти через дорогу.

СЛАЙД с первыми ключевыми словами:

ДОБРЫЙ ОТЗЫВЧИВЫЙ

 
- Как поступил мальчик? ( необходимо выслушать мнения детей).

- О чём мы сегодня будем говорить? (о доброте, помощи).            

- Правильно, ребята, поговорим сегодня о МИЛОСЕРДИИ.

- Но что написано об этом словаре?

- Предлагаю вам обратиться к толковому словарю Ожегова и объяснить значение слова МИЛОСЕРДИЕ.

- Ребята , кто прочтет вслух это  определение?

«Милосердие это готовность помочь или простить из-за сострадания…»

- Ребята, обратите внимание, из каких слов состоит слово МИЛОСЕРДИЕ?

СЛАЙД с ключевыми словами дополняют слова:

МИЛЫЙ

СЕРДЕЧНЫЙ

 
- Как вы понимаете значение словосочетания «Милое сердце»?

- Я хочу вам рассказать историю (притчу), она произошла очень

 давно.

Притча о милосердном самаритянине.

Притча рассказывает на фоне музыки А.Рыбникова

«Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его душу и ушли, оставив едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, пошел мимо. Так же и левит, был на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самаритянин же некто проезжая, нашел его и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал его раны, возливая масло и вино; и, посадив на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: «Позаботься о нем; если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе». 

- Вы услышали притчу. О чем она? (о милосердии, доброте…).

-Как поступил смаритянен?

- Вот такая история произошла на нашей Земле. (на доске вывешивается часть земного шара, вторая часть еще не раскрыта). Мы собрали часть нашей ПЛАНЕТЫ.

-Ребята,  а в наше  время есть такие отзывчивые и добрые люди? В каких ситуациях мы  можем увидеть проявление милосердия?

- В  истории про мальчика он  был  милосерден? Почему?

1. Помог бабушке перейти дорогу и взамен не  попросил у нее ни чего.

- Как еще может проявляться милосердие с нашей стороны?

2.Уступить  место старшему

- А чтобы раскрыть вторую   половину, необходимо разобраться  в  ситуации.

- Посмотрите на иллюстрацию.

- Скажите, ребята, сюжеты  каких сказок здесь  изображены?

- В какой из  историй мы  видим проявление милосердия?

- Дюймовочка всю зиму ухаживала за ласточкой, которая поранила крыло и не могла лететь в  теплые  края. Она  могла погибнуть , замерзнуть, но доброе сердце, милое сердце Дюймовочки спасло ласточке жизнь (можно предложить фрагмент мультфильма «Дюймовочка»).

                          - На земном шаре столько добрых людей, отзывчивых и сердечных.

                          - Ребята, как вы понимаете словосочетание «Будьте добры»? ( так  говорят, 

                           когда  просят о чем-то).

                         - В наше время – редко обращаются к людям  с такими словами.

- Я предлагаю вам проверить, на сколько вы внимательны и терпеливы. Я буду вас просить что-нибудь сделать, но вы должны будете выполнить мою просьбу, только если я произнесу словосочетание «БУДЬТЕ ДОБРЫ»!

- Будьте добры поднимите руку.

- Хлопнете в ладоши.

- Повернитесь налево.

- Будьте добры улыбнитесь.

- Будьте добры присаживайтесь.

- Спасибо, ребята вы очень внимательны.

На столах разложены конверты с заданиями. Ребятам предлагается поработать в группах и создать проект украсить Земной шар пословицами, нарисовать символ милосердия, собрать сердечко и разучить песню. ( ребята работают в группах по желанию).

Задания в конвертах:

  1. СОБРАТЬ ПОСЛОВИЦЫ: «Делать добро спеши», «Мир не без добрых людей».
  2. Нарисовать символ милосердия.
  3. Собрать сердечко ( оно пазл).
  4. Исполнить песню.

Учитель помогает ребятам, после выполнения заданий один обучающийся из группы вывешивает результат работы на земной шар и поясняет свой выбор.

- Ребята, посмотрите как красив наш мир , мир где  есть добрые , милосердные люди, готовые прийти на   помощь в любую минуту.

- Нужно ли быть милосердным?

Учитель достает заранее приготовленные надувные шары в  форме сердца.

- Ребята, посмотрите сколько сердечек у меня в  руке.

- Я приглашаю вас в круг и предлагаю вам частичку милосердия, а вы мне  в ответ скажите то важное качество, которое необходимо милосердному человеку.

Учитель раздает шары по кругу, а ребята говорят то качество , которое они подчеркнули лично для себя из беседы. После того, как всем участникам розданы сердца ребята исполняют песню «Если добрый ты – это хорошо».

 

Методические рекомендации

к классному часу «Милосердие. Нужно ли оно мне?»

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ

1.      Как вы понимаете  значение слова «МИЛОСЕРДИЕ»?

2.      Что значит быть милосердным?

3.      О  чем притча?

4.      Ребята,  а в наше  время есть такие отзывчивые и добрые люди?

5.      В  каких ситуациях мы можем  увидеть проявление милосердия?

6.      Мальчик, который перевел старушку  через дорогу  можно  назвать милосердным?

7.      Из каких слов  состоит  слово МИЛОСЕРДНЫЙ?

8.      Что  значит милый?

9.      О  ком мы говорим МИЛЫЙ…Милость  как понимаете значение этого слова?

10.  Игра «Будьте добры»

11.   Дюймовочки – поступила милосердно?

12.  Как вы думаете – нужно ли милосердие в нашей  жизни?

13.  Где же находится царство милосердия  и доброты?
Сердце – синонимы слова – сердечный, доброе сердце…

14.  Какое качество вы примите для  себя лично ,чтобы быть милосердным человеком?

ПЕСЕННЫЙ РЕПЕРТУАР

 

  1. «Одинокий пастух».
  2. «Люси».
  3. «Дорогой добра».
  4. «Дай мне руку».
  5. фонограмма песни «Мама».
  6. А.Рыбников «Мелодия».
  7. «Если добрый ты – это хорошо, а когда наоборот – плохо».

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

 Маленьким

Андерсен Х.К. Ангел. Любое издание.

«Каждый раз, как умирает доброе, хорошее дитя, с неба спускается божий ангел, берет дитя на руки и облетает с ним на своих больших крыльях все его любимые места. По пути они набирают целый букет разных цветов и берут их с собою на небо, где они расцветают еще пышнее, чем на земле». Так случилось и на этот раз: «И дитя широко-широко открыло глазки, вглядываясь в прелестное, радостное лицо ангела. В ту же самую минуту они очутились на небе у Бога, где царят вечные радость и блаженство. Бог прижал к своему сердцу умершее дитя - и у него выросли крылья, как у других ангелов, и он полетел рука об руку с ними».

Андерсен Х.К. Стойкий оловянный солдатик. Любое издание.

Все солдатики были совершенно одинаковы, кроме одного, который был с одной ногой: его отливали последним, и олова немножко не хватило. Но он стоял на своей одной ноге так же твердо, как другие на двух. Одноногий солдатик, как раз, и оказался самым замечательным из всех. А его недостаток с лихвой компенсируется храбрым и любящим сердцем.

Вестли А.К. Каос и Бьернар. Олауг и Пончик: Повести / Анне-Кат. Вестли; пер. с норв. Л. Горлиной; рис. Ю. Вестли. – М.: Дет. лит.,1988. – 239 с.: ил. – (Библиотечная серия).

Герои книг Анне Вестли добры и внимательны друг к другу и всегда готовы прийти на помощь тому, кто в ней нуждается. Дети и родители в них всегда понимают друг друга и, читая эти книги, родители неназойливо учатся быть хорошими папами и мамами.

У маленького Каоса есть друг Бьёрнар, который с детства прикован к инвалидной коляске: врожденное ущемление спинного мозга. Но это обстоятельство нисколько не влияет на отношения ребят. С помощью их неуемной фантазии инвалидная коляска Бьёрнара превращается то в автомобиль или автобус, то в пароход или подводную лодку, а то и вовсе в космический корабль. И начинаются увлекательные путешествия. Со временем к их компании присоединяются маленький Пончик и подружка Олауг.

Вэнблад М. Птенчик Короткие Крылышки / Матс Вэнблад, Пер Густавссон; рис. П. Густавсон; пер. со швед. Е. Ермалинской. – М. : Текст, 2001. – 26 с. : ил.

Птенчик родился не таким как другие: его короткие (недоразвитые) крылышки не позволяют ему летать. Многие спешат ему на помощь, но Птенчику Короткие Крылышки предстоит самому разобраться, кто он такой и как ему жить в этом мире. И научиться самостоятельно решать свои проблемы, чтобы не быть обузой для других.

Габбе Т.Г. Город мастеров, или Сказка о двух горбунах. Любое издание

Это одна из наиболее известных детских пьес Тамары Габбе о добре и зле: о двух горбунах – добром и злом. Книга была написана в годы Великой Отечественной Войны, в блокадном Ленинграде. В процессе работы писательница изучала старую фламандскую сказку "Караколь-Бистеколь". Пьеса-сказка вышла отдельной книжкой в 1943 г. Но и современным читателям интересны описанные в пьесе события, происходящие в средневековом порабощенном городе и сказочные персонажи, которые не желали мириться с участью рабов.

О первой постановке пьесы вспоминает Лидия Чуковская: «Сегодня у меня праздник: была на Тусином «Городе мастеров». У дверей театра толкотня. Мальчишки рвутся внутрь; контролерши смотрят на них как на личных врагов….
Пьеса так богата, сказочная основа так счастливо в ней расцветает, спектакль… чудесен…».

Катаев В.П. Цветик-семицветик. Любое издание.

«Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели.

Вели, чтобы Витя был здоров!», - проговорила девочка Женя, отрывая последний лепесток волшебного цветка. И в ту же минуту мальчик Витя, обреченный пожизненно ходить в уродливом башмаке на очень толстой подошве, «…вскочил со скамьи, стал играть с Женей в салки и бегал так хорошо, что девочка не могла его догнать, как ни старалась». Сказка со счастливым концом, которого могло и не быть. Ведь предыдущие желания Жени были совсем другими...

Мамин-Сибиряк Д.Н. Серая Шейка. Любое издание

Серой Шейкой мама Утка и папа Селезень называли свою калеку-дочь, «…у которой было переломлено крыло ещё весной, когда подкралась к выводку Лиса и схватила утёнка. Старая Утка смело бросилась на врага и отбила утёнка; но одно крылышко оказалось сломанным.

- Даже и подумать страшно, как мы покинем здесь Серую Шейку одну, - повторяла Утка со слезами. - Все улетят, а она останется одна-одинёшенька. Да, совсем одна... Мы улетим на юг, в тепло, а она, бедняжка, здесь будет мёрзнуть...». И мёрзла Серая Шейка, и по стае своей скучала, и умирала от страха в лапы к лисе попасть. Пока не нашёл ее старик-охотник: «А мы вот что с тобой сделаем: я тебя внучкам унесу. Вот-то обрадуются... А весной ты старухе яичек нанесёшь да утяток выведешь. Так я говорю?».

Парфентьев А. Рыжая лапка // Читайка. – 2006. - № 1. – С. 9-15.

Новогодние истории всегда пронизаны теплом, счастьем, ожиданием чуда. И этот совсем небольшой рассказ - не исключение…

В канун Нового года девочка Уля приносит двоюродному братишке Вальке своего крошечного щенка. Просто показать, чтобы немного порадовать маленького слепого мальчика. «Щеночек! - одними губами прошептал мальчик, его лицо озарилось внезапно нахлынувшим счастьем. – Щеночек!».

Разве можно лишить маленького человека такого счастья? Нет, конечно. И Уля это тоже понимает. Это и еще многое другое…


Просмотров: 9521 | Добавил: Ele | Рейтинг: 2.5/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 377
Статистика
Календарь
«  Октябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Мини-чат
200
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz