17:41 Музыка Востока в творчестве русского композитора. | |
Музыка Востока в творчестве русского композитора. Урок составлен и дан в рамках конкурса "Учитель Башкортостана-2011 года" Учителем музыки МАОУ "СОШ№26" Лосевой Еленой Вячеславовной (сжатый конспект)(полный коспект) (самоанализ урока)
- Доброе утро! Меня зовут Ел.Вяч. Я приехала к Вам в гости из серебряного города нашей республики г.Стерлитамак. - Сегодня мы отправимся в музыкальное путешествие. - Чтобы попасть на борт нашего лайнера Вам нужно заполнить билет. Написать число и ФИО - Я предлагаю Вам встать и проверить как работает двигатель нашего самолета. ( изображаю я….потом дети). -- Итак, наш лайнер набрал высоту! Прошу вас присесть. - Наш полет продолжается. - Пролетая над Россией вспомним, какие жанры русской народной музыки вы знаете?(трудовые, колыбельные, солдатские…) - Одна из любимых и известных печен русского народа «Во поле береза стояла». -Ребята , Вам знакома эта песня? - В каком жанре она написана? ( Рус . Народ . Хороводная песня) - почему , как вы думаете – она является хороводной? - Но исполним мы ее необычно – изображаю руками направление мелодии. Ребята подумайте – какая музыка по характеру, и что помогает нам определить этот характер? - Ребята, какой характер у этой песни,(Вам помогают слова – помошники)? - Как двигались наши руки?(( плавно, медленно…..) - Ребята , я предлагаю вам перенести жест – широкий и просторный на лист бумаги зеленого цвета и посмотреть что у нас получится………….
- Что мы нарисовали? -
- Хорошо ,ребята , наш полет продолжается и через несколько минут мы совершим посадку. - А в какой стране мы приземлимся Вы с легкостью ответите – когда не отрывая руки от листа желтой бумаги – нарисуете мелодию. - ребята Вы догадались куда мы прилетели? - Итак ,мы на Востоке.
- Как вы думаете о какой музыке пойдет сегодня речь?( Музыке Востока) - Как Вы думаете – что позволило нам определить ,что мы оказались на востоке? - Каким вы представляете себе Восток? – - Предлагаю Вам прогуляться по восточному базару. РИТМ ВОСТОКА И ТАНЕЦ. - СТУК!
- Это нам? - Как вы думаете – что здесь может быть? - Вы хотите узнать? Мне тоже очень любопытно! ОТКРОЕМ! - Портрет русского композитора Римского –Корсакого………… - думаю , что его портрет здесь не просто так………… - Почему ,как вы думаете Восточный герой – принес нам
портрет русского композитора? - запишите ФО композитора………..( ВЫВЕШИВАЮ на доске) - Смотрите ,а здесь еще книга. Книга Восточных сказок. - Вы знакомы с героями восточных сказок? - В 1862—1865 годах Римский-Корсаков был назначен на морскую службу на клипере «Алмаз», благодаря чему посетил ряд стран — Англию, Норвегию, Польшу, Францию, Италию, Испанию, США, Бразилию. Впечатления от морской жизни воплотились через некоторое время в морских пейзажах, которые ему удалось запечатлеть в своих произведениях - Однажды он прочел книгу восточных сказок «1001 ночь», в которой рассказывалась история о султане Шахриаре и красавице Шахерезаде. - Шазриар заподозрив в коварстве своих жен , издал указ казнить наутро одну из жен. - Пришла очередь Шахерезады………… ………………. ………………… - Вы хотите услышать – какой портрет нарисовал Римский-Корсаков? - Какой вы себе ее представили? - Каким образом Р_К – удалось нарисовать портрет восточной
красавицы? - Сегодня мы нарисовали с помощью музыкальных звуков два образа. Образ – ВОСТОЧНОЙ девушки и Русской. - Ребята ,предлагаю Вам выполнить задание. - Разделимся на две команды. Знатоки Востока и Знатоки русской музыки. - ДЕТИ ИТОГ - Молодцы! ВЫ очень красиво оформили ваши дневники – путешественников. - и обратите внимание – на Д/З = дома заполнить оборот, выпонлив это задание - вы на следующий урок – будете путешествовать дальше….и с вашим учителем совершите полет в другу страну,… - Итак ,мы определили ,что русский композитор Римский – Корсаков смог изобразить восточную девушку извилистой мелодией. Подчеркнув загадочность восточных интонаций! И даже , если человек не был на Востоке – прослушав музыку о может почувствовать аромат этой страны – в которой так много красок. - СПАСБИО ВАМ За путешествие и общение. Мне очень понравилось, как вы сегодня особенно хорошо исполнили восточный танец, передав мелодию руками. - А Вам? - ЗВЕЗДЫ…………….. Тема урока: « Музыка Востока в творчестве русского композитора»
Цель: проанализировать своеобразие музыкального языка. Выявить интонационно-ритмические особенности русской и восточной музыки. закрепить представления о поэтизации Востока русскими композиторами Задачи: 1. Закрепить и расширить ранее полученные знания об особенностях музыкального языка народов России; 2. Выявить особенности претворения «восточной темы» в русской культуре 19 века. 2. Развивать навыки анализа музыкальных произведений; развивать ассоциативное мышление, устанавливать интонационно-образные связи музыки с литературой и изобразительным искусством; творческие навыки 3. Воспитывать уважение к различным мировым культурам. Музыкальный материал: 1. «Во поле береза стояла» - исполнение , анализ; 2. «Восточная мелодия» - слушание, ритмопластическое изображение на бумаге; 3. Симфоническая сюита Н. Римского-Корсакова Шехеразада (1часть, фрагмент, Шехеразады);
Оборудование: портреты композитора Н. Римского-Корсакова, музыкальный центр, компьютер, медиа-проектор; в ходе урока использован дидактический материал, представленный в виде иллюстрированного приложения в среде Power Point XP (слайды на тему "Василий Верещагин. Восток.”, слайды "Дивный восток” на музыку, сочинённую ученицей и слайд "Особенности музыкального языка”).
ХОД УРОКА I. Организационный момент.
- Доброе утро, ребята. Я приехала к Вам в гости из серебряного города Стерлитамак, и как известно, когда приходишь в гости ,принято приносить подарок. - Я принесла вам необычный подарок - это книга, но она не простая. Она хранит много секретов. Нам предстоит прочесть и разгадать много тайн и загадок, скрытых в этой книге! - Вы готовы отправиться
в волшебный мир?
МУЗЫКА ___________ в творчестве ____________ _______________. - Обратите внимание – вы открыли первое слово – нашей загадки. МУЗЫКА……….. - Ребята, а кто пишет музыку? (композиторы). МУЗЫКА ___________ в творчестве ____________ КОМПОЗИТОРОВ.
II. Активизация ранее полученных знаний.
- Я знаю, что вы много путешествовали в этом году по России. Расскажите, с какими жанрами русской музыки вы познакомились? (если дети затрудняются ответить, то напеть фрагменты песен хороводных, солдатских, частушек, колыбельных,..) - Ребята, вы молодцы – много жанров русской музыки вы знаете и помните. Я предлагаю вам сейчас исполнить песню «Во поле береза стояла», при этом исполнить не совсем обычно, так как вам нужно будет петь, и рисовать мелодию этой русской народной песни.
«Стоит Алена: платок зеленый, тонкий стан, белый сарафан» - Ребята скажите , пожалуйста, как двигалась мелодия? ( сверху вниз, плавно, напевно ,протяжно, певуче, широко, …) - Молодцы, правильно, русская мелодия протяжная и напевная, образ березы во многих книгах , олицетворяется с образом русской девушки. ( достать из книги стих о березе) Березка, над рекой склонившись, Слегка качает головой, Как будто девушка, влюбившись, Сидит в раздумьях пред зарей. Ах, как красиво отражалась На белом платьице заря И как, играя, заряжались Зеленой бодростью глаза! Мавлютовой Регины, ученицы 7 класса, г.Стерлитамак. - Но сегодня из России мы отправляемся очень далеко…. Мы полетим на самолете.
- Прошу пристегнуть всех ремни безопасности. Наш самолет взлетает. Я попрошу Вас сейчас проверить работу двигателя ( жужжим), турбин( гудим), Итак, мы взлетаем! III. Углубление в тему
Достать билет из книги - Вот Ваш билет, но чтобы прилететь в эту страну, нужно внимательно вслушаться в музыкальные интонации. - Я уверена , что сейчас вы сами определите , куда мы прилетели. Для этого я прошу Вас взять маркеры, слушая музыку и не отрывая карандаша – рисовать направление мелодии.
Музыка востока и фото - восточного замка - вы догадались куда мы совершили приземление??? Почему вы так считаете??? Восток – дело тонкое – почему так говорят??? Знаете ли вы восточные сказки??? МУЗЫКА Востока в творчестве ____________ КОМПОЗИТОРОВ.
- Охарактеризуйте, пожалуйста, особенность мелодического рисунка этой темы. (Извилистый, волнистый, затейливый, вьётся тонким узором, орнаментальный, убаюкивающий, завораживающий)
ИЗВИЛИСТЫЙ ВОЛНИСТЫЙ ЗАТЕЙЛИВЫЙ ВЬЕТСЯ ТОНКИМ УЗОРОМ ОРНАМЕНТАЛЬНЫЙ УБАЮКИВАЮЩИЙ ЗАВОРАЖИВАЮЩИЙ Этот
чудный Восток – Небылицей прикрыто Былое, –какой же настоящий Древний Восток.… Вспомнить Древний Восток нам поможет сборник арабских сказок "Тысяча и одна ночь”, который знаком и любим нами с детства. –
А почему эти сказки нам так нравятся? (много увлекательных приключений и
т.д.) – Представьте, что вы оказались среди этих героев. Каким вы себе представляете Древний Восток? Какие ассоциации у вас возникают при упоминании этого слова? Без чего он невозможен? (верблюды, песок, шумный рынок, ковры с узорчатым орнаментом, причудливая мозаика дворца султана…)открываем страницу книги – с изображением Восточной улиц, и параллельно слайды Далее учитель дополняет ответы детей показом слайдов: – серия живописных восточных картин (слайда), – иллюстрации из восточных сказок (слайд) – Сегодня мы с вами приоткрыли дверь в сказочный мир Востока, который не перестает удивлять нас во все времена. Примерно также, давным-давно, увлек Восток и русского композитора Николая Римского-Корсакова (показ портрета). Русский композитор, юный юнга любил море, и путешествия. - И мы теперь полностью раскрыли и можем прочесть тему нашего урока. МУЗЫКА Востока в творчестве русских копозиторов. - Он написал симфоническую сюиту "Шехеразада” в четырех частях всего лишь за два месяца. – Трудно ли будет догадаться, что послужило источником создания сюиты? (сказки "Тысяча и одна ночь”) – Эти сказки создавались многими поколениями разных народов Востока: арабами, персами, индусами, турками. В России перевод сборника сказок появляется лишь в начале 19 века. Впервые прочитав его, Н. Римский-Корсаков, пораженный сказочным миром Востока, сразу же написал симфоническую сюиту "Шехеразада”. – Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с "Русским Востоком”. В симфонической сюите "Шехеразада” можно услышать, представить и увидеть чудеса Востока. Свое сочинение Н. Римский-Корсаков предваряет небольшим программным вступлением (на доске появляется слайд): Султан Шахриар, убежденный в коварности и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жен после первой ночи; но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая из ему в продолжение 1001 ночи, так что, побуждаемый любопытством, Шахриар постоянно откладывал ее казнь и, наконец, совершенно оставил свое намерение. Много чудес рассказала ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ. IV. Слушание музыки – Итак, слушаем фрагмент из первой части сюиты, который начинается с показа главных героев Шахриара и Шехеразады. Представьте, какими они показаны? Какие чувства испытывают? (слушание) – Каков нрав восточного повелителя? Каким вы его себе представляете? (грозный, могучий, злой, властный султан, который величаво лежит на подушках и раздает приказы…) – Как вы это почувствовали? (воинственно и грозно звучат инструменты медной духовой группы…) – А какую картину рисует в твоем воображении тема Шехеразады? (мягкая, нежная…) Учитель дополняет ответы детей, обращая их внимание на доску, – переворачиваем карточки и читаем вслух:
– Какой инструмент помог нам все это почувствовать? (скрипка и арфа) – С чем можно сравнить здесь мелодический рисунок? (ответы детей) – Скрипка и арфа поют нам пленительную мелодию: редкого обаяния напев вьется тонким, извилистым узором и умиротворяет все вокруг. Пожалуй, это самая поэтическая восточная мелодия в русской музыке. V. Пение и пластическое интонирование (двигательная импровизация) – Восточные девушки завораживают путников не только волшебным пением, но и необычными танцевальными движениями. Какими вы их видите? Как они двигаются? (мягкие, плавные движения; легкая одежда из шелка; загадочный, нежный взгляд…) Роль исполнителей восточного танца – представьте, что вы находитесь в волшебном замке сцлтана и должны своим пением, движениями, взглядом поймать в свои сети путника. Творческое задание с элементами импровизации на подбор подходящих к музыке движений. - Исполнить песню «Во поле береза» на восточный манер. - Ребята, почему Римский –Корсаков не изменил русскую музыку на восточный манер , а сочинил Восточную мелодию? - Что произошло с напевной и широкой мелодией – которая рисовала образ РУССКОЙ ДЕВУШКИ? - Именно поэтому , русские композиторы не изменяли русские народные песни, а наоборот писали – музыку характерную для Восточной Страны, для этого они изучали мелодический строй и ритм восточный народным мелодий. VI. Работа в группах - Ребята, нам пора возвращаться домой. Но для того, чтобы вернуться, нам нужно выполнить задания «Волшебной Книги». - работа в группах Команда «Знатоки Востока» и «Знатоки России» 2. Из элементов сделать образ Восточной девушки. 3. украсить газету в восточном стиле 1. Подобрать характеристики русской музыки. 2. Из элементов сделать образ русской девушки. 3. Украсить газету в русском стиле. Вывод по уроку: В каждой стране, в культуре – свои интонации. Композиторы практически создали интонационно-географическую карту. Каждый музыкант воспринимал и перерабатывал эти интонации по-своему, создавая новые образы, обогащая тем самым культуру своей страны. – Что помогает композиторам сочинять восточные темы? Обязательно ли для этого отправляться в путешествие на Восток? – Раскрывая тему нашего урока, мы выяснили, что Восток в русской музыке создан композиторами на основе подлинных народных мелодий и показан не внешне, декоративно, а всегда постигается изнутри, ведь русской культуре свойственна широта интересов и великая способность "входить в образ”, "вживаться” в явления других национальных культур.
VII. Рефлексия - Ребята , Вы сегодня совершили необычное путешествие и помогли разгадать и прочесть таинственные странички волшебной книги. Мне особенно понравилось , как вы тонко и красиво описывали восточные интонации и изобразили их в ваших орнаментах. - С что понравилось Вам? - СПАСИБО, замечательные ответы! Вы настоящие ценители восточной и русской музыки. VIII. оценивание, домашнее задание - Ребята , я предлагаю вам провести исследование, дома сравнить башкирскую музыку с музыкой востока и русской музыкой , послушав музыку записанную на этом диске. И это не последний подарок. - Свои сказки восточная красавица Шезерезада рассказывала ночью, а ночью как известно падают звезды. И можно загадывать желания. - Я хочу чтобы вы сегодня достали из этой волшебной книги – по одной звездочке – и пусть эти добрые пожелания обязательно исполнятся. - Спасибо Вам ребята за урок и за замечательное общение! - Я буду рада, если вы напишите мне о своих исследованиях.
| |
|
Всего комментариев: 1 | ||
| ||
Меню сайта |
Наш опрос |
Статистика |
Календарь | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Мини-чат |
Архив записей |
Друзья сайта |
|