Музы Стерлитамака
Главная » 2011 » Ноябрь » 9 » Музыка Востока в творчестве русского композитора.
17:41
Музыка Востока в творчестве русского композитора.

Музыка Востока в творчестве русского композитора.

Урок составлен и дан в рамках конкурса "Учитель Башкортостана-2011 года"

Учителем музыки МАОУ "СОШ№26"

Лосевой Еленой Вячеславовной

(сжатый конспект)(полный коспект)

(самоанализ урока)

 

- Доброе утро! Меня  зовут Ел.Вяч. Я приехала к Вам в  гости из серебряного города нашей  республики г.Стерлитамак. 

- Сегодня мы отправимся  в музыкальное путешествие.

- Чтобы попасть на борт нашего лайнера Вам нужно  заполнить билет.

                  Написать число и ФИО

- Я предлагаю Вам встать и проверить как работает двигатель нашего самолета.

( изображаю я….потом дети).

-- Итак, наш  лайнер набрал высоту! Прошу вас присесть.

- Наш полет продолжается.

- Пролетая над Россией вспомним, какие жанры русской народной музыки вы знаете?(трудовые, колыбельные, солдатские…)

- Одна из любимых и известных печен русского народа «Во поле береза стояла».

-Ребята , Вам знакома эта песня?

- В каком жанре она написана? ( Рус . Народ . Хороводная песня)

 - почему  , как вы думаете – она  является хороводной?

- Но исполним мы ее необычно – изображаю руками направление мелодии. Ребята  подумайте – какая музыка по  характеру, и что помогает нам определить  этот  характер?


 - Ребята, какой характер у  этой песни,(Вам  помогают слова – помошники)?

 - Как двигались наши руки?(( плавно, медленно…..)

 - Ребята , я предлагаю вам перенести жест – широкий и просторный на лист бумаги зеленого цвета и посмотреть  что у нас получится………….


- Что мы нарисовали?
- Береза часто ассоциируется с образом русской девушки – стройной  белолицей  - как  береза.

 -

 

- Хорошо ,ребята , наш полет продолжается и через несколько минут  мы совершим посадку.

- А  в какой стране мы приземлимся  Вы  с легкостью ответите – когда не отрывая руки от листа желтой бумаги – нарисуете мелодию.

- ребята Вы догадались куда мы прилетели?

- Итак ,мы  на Востоке.

 

- Как вы  думаете о какой  музыке пойдет сегодня речь?( Музыке Востока)

- Как Вы думаете – что позволило нам определить ,что мы  оказались на востоке?
- Какими были движения нашей мелодии?

- Каким вы представляете себе Восток? –

- Предлагаю Вам прогуляться по  восточному базару. РИТМ ВОСТОКА И ТАНЕЦ.

- СТУК!

 

- Это нам?
- Как неожиданно? СПАСИБО. Удивительно гостеприимный восточный народ.

- Как вы думаете – что  здесь может быть?

- Вы  хотите узнать? Мне тоже  очень любопытно! ОТКРОЕМ!

- Портрет русского композитора Римского –Корсакого…………

- думаю , что его портрет  здесь не просто так…………

- Почему ,как вы думаете Восточный герой – принес нам портрет русского композитора?
«МУЗЫКА ВОСТОКА В ТВОРЧЕСТВЕ РУССКОГО КОМПОЗИТОРА»

- запишите ФО композитора………..( ВЫВЕШИВАЮ на доске)

- Смотрите ,а здесь еще книга. Книга Восточных сказок.

- Вы знакомы с героями восточных сказок?

 - В 18621865 годах Римский-Корсаков был назначен на морскую службу на клипере «Алмаз», благодаря чему посетил ряд стран — Англию, Норвегию, Польшу, Францию, Италию, Испанию, США, Бразилию. Впечатления от морской жизни воплотились через некоторое время в морских пейзажах, которые ему удалось запечатлеть в своих произведениях

- Однажды он прочел книгу восточных сказок «1001 ночь», в которой рассказывалась история о султане Шахриаре и  красавице Шахерезаде.

- Шазриар заподозрив в коварстве своих жен , издал указ казнить наутро одну из жен.

- Пришла очередь Шахерезады…………

……………….

…………………

- Вы хотите услышать – какой портрет нарисовал Римский-Корсаков?

- Какой вы себе ее представили?

- Каким образом Р_К – удалось нарисовать портрет восточной красавицы?
- Что подчеркнул и выделил он для того чтобы  приблизить мелодию к Восточной?

- Сегодня мы нарисовали с помощью музыкальных звуков два образа. Образ – ВОСТОЧНОЙ девушки и Русской.

- Ребята ,предлагаю Вам выполнить задание.

- Разделимся на две команды. Знатоки Востока и Знатоки русской музыки.

- ДЕТИ ИТОГ

- Молодцы! ВЫ  очень красиво оформили ваши дневники – путешественников.

- и  обратите внимание – на Д/З = дома заполнить оборот, выпонлив это задание  - вы на следующий урок – будете путешествовать дальше….и с вашим учителем совершите  полет в другу страну,…

- Итак ,мы определили ,что русский композитор Римский – Корсаков смог изобразить восточную девушку  извилистой мелодией. Подчеркнув загадочность восточных интонаций! И даже , если человек не был на Востоке – прослушав музыку о  может почувствовать аромат этой  страны – в которой так много красок.

- СПАСБИО ВАМ За  путешествие и общение. Мне  очень понравилось, как вы  сегодня особенно хорошо исполнили восточный танец, передав  мелодию руками.

- А Вам?

- ЗВЕЗДЫ……………..

Тема урока:    « Музыка Востока в  творчестве русского композитора»

 

Цель: проанализировать своеобразие музыкального языка. Выявить интонационно-ритмические особенности русской и восточной музыки. закрепить представления о поэтизации Востока русскими композиторами

Задачи:

1. Закрепить и расширить ранее полученные знания об особенностях музыкального языка народов России;

2. Выявить особенности претворения «восточной темы» в русской культуре 19 века.

2. Развивать навыки анализа музыкальных произведений; развивать ассоциативное мышление, устанавливать интонационно-образные связи музыки с литературой и изобразительным искусством; творческие навыки

3. Воспитывать уважение к различным мировым культурам.

Музыкальный материал:

1.      «Во поле береза стояла» - исполнение , анализ;

2.      «Восточная мелодия» - слушание, ритмопластическое  изображение  на  бумаге;

3.      Симфоническая сюита Н. Римского-Корсакова Шехеразада (1часть, фрагмент, Шехеразады);

 

Оборудование:

портреты композитора  Н. Римского-Корсакова,

музыкальный центр,

компьютер,

медиа-проектор;

в ходе урока использован дидактический материал, представленный в виде иллюстрированного приложения в среде Power Point XP (слайды на тему "Василий Верещагин. Восток.”,  слайды "Дивный восток” на музыку, сочинённую ученицей и слайд "Особенности музыкального языка”).

 

 

 

 

ХОД УРОКА

I.                   Организационный момент.

 

- Доброе утро, ребята. Я приехала  к  Вам  в  гости из  серебряного города Стерлитамак, и как известно, когда приходишь в  гости ,принято  приносить подарок.

- Я принесла  вам необычный подарок  - это  книга, но она не простая. Она  хранит  много секретов. Нам предстоит прочесть и разгадать  много тайн и  загадок,  скрытых в этой  книге!

- Вы готовы отправиться  в  волшебный мир?
- Скажите, пожалуйста, ребята,  как называется урок, на который  вы сегодня  все пришли – такие красивые и  очень внимательные? (МУЗЫКА.)

 

МУЗЫКА ___________  в творчестве ____________    _______________.

- Обратите внимание – вы открыли  первое  слово – нашей загадки. МУЗЫКА………..

- Ребята, а кто пишет музыку? (композиторы).

МУЗЫКА ___________  в творчестве ____________    КОМПОЗИТОРОВ.

 

II. Активизация ранее полученных знаний.   

 

- Я знаю, что  вы много путешествовали в этом году  по России. Расскажите,  с  какими жанрами русской музыки  вы познакомились?

(если  дети затрудняются ответить, то напеть  фрагменты  песен хороводных,  солдатских, частушек, колыбельных,..)

- Ребята, вы молодцы – много жанров русской музыки вы знаете и  помните. Я предлагаю  вам сейчас исполнить песню «Во поле  береза стояла», при этом исполнить  не  совсем обычно, так  как вам нужно будет петь, и  рисовать мелодию этой русской народной песни.

 

«Стоит Алена: платок зеленый, тонкий стан, белый сарафан»

- Ребята скажите , пожалуйста, как двигалась мелодия? ( сверху вниз, плавно, напевно ,протяжно, певуче, широко, …)

- Молодцы, правильно, русская мелодия протяжная и напевная, образ березы во многих книгах , олицетворяется с образом  русской девушки.

( достать из  книги стих  о  березе)

Березка, над рекой склонившись,

Слегка качает головой,

Как будто девушка, влюбившись,

Сидит в раздумьях пред зарей.

Ах, как красиво отражалась

На белом платьице заря

И как, играя, заряжались

Зеленой бодростью глаза!

Мавлютовой Регины, ученицы 7 класса, г.Стерлитамак.

- Но  сегодня из России мы отправляемся  очень далеко…. Мы полетим  на самолете.

 

- Прошу пристегнуть всех ремни безопасности. Наш самолет взлетает. Я попрошу  Вас сейчас проверить работу двигателя ( жужжим), турбин( гудим), Итак, мы взлетаем!

III. Углубление в тему

 

Достать билет из книги

- Вот Ваш билет, но чтобы прилететь в эту  страну, нужно внимательно  вслушаться в музыкальные  интонации.

- Я уверена , что сейчас вы  сами определите , куда мы прилетели. Для этого  я прошу  Вас взять маркеры, слушая музыку и не  отрывая  карандаша – рисовать направление мелодии.


Музыка востока и  фото -  восточного замка

- вы догадались   куда мы совершили приземление???

Почему  вы  так считаете??? Восток – дело тонкое – почему  так  говорят??? Знаете  ли вы  восточные сказки???

МУЗЫКА Востока  в творчестве ____________   КОМПОЗИТОРОВ.

 

- Охарактеризуйте, пожалуйста,   особенность мелодического рисунка этой темы. (Извилистый, волнистый, затейливый, вьётся тонким узором, орнаментальный, убаюкивающий, завораживающий)

 

ИЗВИЛИСТЫЙ

ВОЛНИСТЫЙ

ЗАТЕЙЛИВЫЙ

ВЬЕТСЯ ТОНКИМ УЗОРОМ

ОРНАМЕНТАЛЬНЫЙ

УБАЮКИВАЮЩИЙ

ЗАВОРАЖИВАЮЩИЙ

Этот чудный Восток – Небылицей прикрыто Былое, 
Где в дороге увидишь знакомый из сказок пейзаж… 
Здесь всё так же, как встарь… и волшебное в ранге простого… 
И сакральное… с кофе – для будней обычный пассаж… 

–какой же настоящий Древний Восток.… Вспомнить Древний Восток нам поможет сборник арабских сказок "Тысяча и одна ночь”, который знаком и любим нами с детства.

– А почему эти сказки нам так нравятся? (много увлекательных приключений и т.д.)
– Назовите героев сказок, которых вы помните? (Синдбад, Алладин, Али-баба и т.д.) Чем они так известны? (ответы детей)

– Представьте, что вы оказались среди этих героев. Каким вы себе представляете Древний Восток? Какие ассоциации у вас возникают при упоминании этого слова? Без чего он невозможен? (верблюды, песок, шумный рынок, ковры с узорчатым орнаментом, причудливая мозаика дворца султана…)открываем  страницу книги – с изображением  Восточной улиц, и параллельно слайды

Далее учитель дополняет ответы детей показом слайдов:

– серия живописных восточных картин (слайда),

– иллюстрации из восточных сказок (слайд)

– Сегодня мы с вами приоткрыли дверь в сказочный мир Востока, который не перестает удивлять нас во все времена. Примерно также, давным-давно, увлек Восток и русского композитора Николая Римского-Корсакова (показ портрета). Русский  композитор, юный юнга любил море, и путешествия.

- И мы теперь полностью раскрыли и можем прочесть  тему нашего урока.

МУЗЫКА Востока  в творчестве русских копозиторов.

- Он написал симфоническую сюиту "Шехеразада” в четырех частях всего лишь за два месяца.

– Трудно ли будет догадаться, что послужило источником создания сюиты? (сказки "Тысяча и одна ночь”)

– Эти сказки создавались многими поколениями разных народов Востока: арабами, персами, индусами, турками. В России перевод сборника сказок появляется лишь в начале 19 века. Впервые прочитав его, Н. Римский-Корсаков, пораженный сказочным миром Востока, сразу же написал симфоническую сюиту "Шехеразада”.

– Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с "Русским Востоком”. В симфонической сюите "Шехеразада” можно услышать, представить и увидеть чудеса Востока. Свое сочинение Н. Римский-Корсаков предваряет небольшим программным вступлением (на доске появляется слайд):

Султан Шахриар, убежденный в коварности и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жен после первой ночи; но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая из ему в продолжение 1001 ночи, так что, побуждаемый любопытством, Шахриар постоянно откладывал ее казнь и, наконец, совершенно оставил свое намерение. Много чудес рассказала ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ.

IV. Слушание музыки

– Итак, слушаем фрагмент из первой части сюиты, который начинается с показа главных героев Шахриара и Шехеразады. Представьте, какими они показаны? Какие чувства испытывают? (слушание)

– Каков нрав восточного повелителя? Каким вы его себе представляете? (грозный, могучий, злой, властный султан, который величаво лежит на подушках и раздает приказы…)

– Как вы это почувствовали? (воинственно и грозно звучат инструменты медной духовой группы…)

– А какую картину рисует в твоем воображении тема Шехеразады? (мягкая, нежная…) Учитель дополняет ответы детей, обращая их внимание на доску, – переворачиваем карточки и читаем вслух:

 

НЕЖНАЯ

ТОНКАЯ

ИЗЯЩНАЯ

ПЛЕНИТЕЛЬНАЯ

МЯГКАЯ

ЗАДУМЧИВАЯ

МЕЧТАТЕЛЬНАЯ

– Какой инструмент помог нам все это почувствовать? (скрипка и арфа)

– С чем можно сравнить здесь мелодический рисунок? (ответы детей)

– Скрипка и арфа поют нам пленительную мелодию: редкого обаяния напев вьется тонким, извилистым узором и умиротворяет все вокруг. Пожалуй, это самая поэтическая восточная мелодия в русской музыке.

V. Пение и пластическое интонирование (двигательная импровизация)

– Восточные девушки завораживают путников не только волшебным пением, но и необычными танцевальными движениями. Какими вы их видите? Как они двигаются? (мягкие, плавные движения; легкая одежда из шелка; загадочный, нежный взгляд…)

Роль исполнителей восточного танца – представьте, что вы находитесь в волшебном замке сцлтана и должны своим пением, движениями, взглядом поймать в свои сети путника.

Творческое задание с элементами импровизации на подбор подходящих к музыке движений.

- Исполнить  песню «Во поле  береза» на  восточный манер.

- Ребята, почему Римский –Корсаков  не изменил русскую музыку на восточный манер , а сочинил Восточную  мелодию?

- Что произошло с напевной и  широкой  мелодией – которая рисовала образ РУССКОЙ ДЕВУШКИ?

- Именно поэтому , русские композиторы не изменяли русские народные песни, а наоборот писали – музыку характерную для Восточной Страны, для этого они  изучали  мелодический строй и ритм  восточный народным мелодий.

VI. Работа в группах

- Ребята, нам пора  возвращаться домой. Но для того, чтобы  вернуться, нам нужно выполнить задания «Волшебной Книги».

- работа в группах

Команда «Знатоки Востока» и «Знатоки России»

1. Подобрать характеристики – для восточной музыки.

2. Из элементов сделать образ Восточной девушки.

3. украсить газету в восточном стиле

1. Подобрать характеристики русской музыки.

2. Из  элементов сделать образ русской девушки.

3. Украсить газету в русском стиле.

 

IV. Итог урока

Вывод по уроку:

В каждой стране, в культуре – свои интонации. Композиторы практически создали интонационно-географическую карту. Каждый музыкант воспринимал и перерабатывал эти интонации по-своему, создавая новые образы, обогащая тем самым культуру своей страны.

– Что помогает композиторам сочинять восточные темы? Обязательно ли для этого отправляться в путешествие на Восток?

– Раскрывая тему нашего урока, мы выяснили, что Восток в русской музыке создан композиторами на основе подлинных народных мелодий и показан не внешне, декоративно, а всегда постигается изнутри, ведь русской культуре свойственна широта интересов и великая способность "входить в образ”, "вживаться” в явления других национальных культур.

 

 

VII. Рефлексия

- Ребята , Вы сегодня совершили необычное путешествие и помогли разгадать и прочесть таинственные странички  волшебной  книги. Мне  особенно понравилось , как вы тонко и красиво описывали восточные интонации и изобразили их в ваших орнаментах.

- С  что понравилось Вам?

- СПАСИБО, замечательные ответы! Вы настоящие ценители восточной и русской  музыки.

VIII. оценивание, домашнее задание

 - Ребята , я предлагаю вам провести исследование, дома сравнить башкирскую музыку  с  музыкой  востока и русской музыкой , послушав музыку записанную на  этом  диске. И это не последний подарок.

- Свои сказки восточная  красавица Шезерезада  рассказывала ночью, а ночью как известно падают  звезды. И можно загадывать желания.

- Я хочу  чтобы  вы сегодня достали  из этой волшебной  книги – по одной звездочке – и пусть эти  добрые пожелания  обязательно исполнятся.  

- Спасибо Вам ребята  за урок и за замечательное общение!

- Я буду рада, если  вы напишите мне о своих исследованиях.

 


 


Просмотров: 15496 | Добавил: Ele | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Spice Habarovsk  
0
Купить Narkotiki у Алексея Хабарова. [b]Skype:[/b] spice27rus

Приобрести Spice в городе Habarovske.

[b]Контакты для связи:[/b] (Постоянно работает Skype: spice27rus) [b]Осторожно!!! Возможны различные фейки.[/b]

[b]Mail:[/b] spice27rus@mail.ru (Основная почта.)
[b]Skype:[/b] spice27rus

Имя *:
Email *:
Код *:

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 392
Статистика
Календарь
«  Ноябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Мини-чат
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz