Главная » Файлы » Мои файлы |
08.11.2011, 18:43 | |
И.С. Бах. Токката и фуга ре минор BWV 565. Музыкальная литература. Разбор
Токката как жанр концентрирует в себе
яркий, обобщенный образ движения в музыке. В старинной токкате эпохи
барокко моторно-пластическое начало раскрывалось в контрастном
сопоставлении с иными разделами, фугированными или
ариозно-речитативными. Каковы наиболее специфические, сущностные черты
жанра ?
Прежде всего—характер движения, сочетающий целеустремленную поступательность с микродискретностью, ощущением как бы ряда частых, но ясно различимых точек. Эта особенность определяется генезисом жанра, сложившегося в русле клавишного музицирования (напомним, что toccare значит «касаться»). Специфическая моторность токкаты зависит от настойчивого внушения единого тематического материала, хотя и оттеняемого, но господствующего во всей пьесе. При этом преобладает фактурно-фигурационный или даже фактурно-ритмический тематизм, составляющий пластический знак жанра. Известное понятие «общих форм движения» в токкате приобретает буквальный смысл: авторы стремятся сосредоточить внимание на образе движения как такового, намеренно отвлекая слушателя от того, что именно движется. Далее, для токкаты важна интенсивность движения, создаваемая многоуровневой регулярностью метроритма, а также неимитационной полифоничностью фактуры. Наконец, подчеркнутый динамизм, создающий образ неудержимого движения, захватывающего своей стихией. Этому служат нарушения регулярности, своей неожиданностью дающие новые импульсы движению. К этому же призвана и гармония, отличающаяся со времен Баха смелыми новаторскими находками, главным образом, на почве линеарности. Динамической направленностью отмечены музыкальные формы, свойственные этому жанру. Наиболее естественными для токкаты оказываются свободные формы, связанные с активной ролью поступательного развития. В старинной токкате оно достигалось множественным сопоставлением. Предшественниками органных токкат И. С. Баха были сочинения немецких органистов – Свелинка, Шейдта, Рейнеке, Букстехуде.
Фуга наиболее красноречиво выражает
идею диалога в том специфическом виде, который среди всех искусств
доступен только музыке. Имитационный ответ представляет собой и
мгновенную реакцию на высказанную мысль, и подтверждение ее как бы с
иной точки зрения. Поэтому имитационное развертывание в фуге подобно
мирному собеседованию, обсуждению темы. Фуга есть «тезис с последующим
доказательством», она целиком подчинена «толкованию» как принципу
развития, представляет собой незаменимый жанр, способный показать в
музыке постепенное становление и утверждение истины. Показательно
бытование фуги в эпоху барокко. Она могла с равным успехом служить
популярной формой импровизации, поскольку имитационное развитие дает
определенную опору, и противостоять свободной импровизации как строгое
изложение главной мысли. Поступательное развертывание фуги с постепенным
включением все новых голосов может ассоциироваться с процессом движения
особого рода, неуклонно разгорающимся и вовлекающим в свое русло все
большее число участников (напомним, что название жанра произошло от
глагола fugare—«бежать». Благодаря своеобразию ведущего принципа
развития фуга обладает потенциальной тектонической стройностью.
Жанровые признаки малого барочного
цикла (прелюдия и фуга, токката и фуга, фантазия и фуга): свободная
импровизация в его первой части—прелюдии, фантазии или
токкате—составляет семантическую оппозицию со строгим и последовательным
изложением главной мысли в фуге. Отчетливую семантическую оппозицию
малого барочного цикла утвердил И. С. Бах: у его предшественников, в
частности, Букстехуде, циклы строились из неопределенного числа
многообразно контрастирующих частей. Характерная баховская оппозиция
свободы и строгости получает различное претворение в конкретных
вариантах: субъективного и объективного, эмоционального и рационального
(Хроматическая фантазия и фуга) и т. п.
Малый барочный цикл Токката и фуга ре
минор BWV 565 для органа был создан в Веймаре, где Бах с 1708 по 1717
годы служил придворным музыкантом и городским органистом.
Цикл объединен общим содержанием: Бах
здесь даёт представление о Боге, созданном им божественном свете,
мироздании (звёзды, планеты), развёртывающемся во времени и пространстве
и движущемся. Кроме того, отдельные места цикла ассоциируются с
полётом (ангелов), колыханием (ангельских) крыльев, с тяжёлыми шагами
(Бога), с тиканьем часов (часы - символ идущего времени), с изгнанием
Богом сатаны в ад и радостью по этому поводу. В цикле много риторических
фигур (круга, креста), числовой символики. Сложность мироздания
передаётся через полифоничность (контрастную и имитационную) фактуры, а
также через аккорды-диссонансы и задержания. Огромность мироздания
передаётся с помощью огромного органного диапазона и массивной
звучности. С помощью аккорда, расположение которого захватывает верхний,
средний и нижний регистры, создаётся впечатление видения трёх миров -
божественного, человеческого и мира адских духов.
Начальные возгласы токкаты
ассоциируются и с голосом Бога и с раскатами грома - "Вначале было
слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог" - Евангелие от Иоанна).Эти
возгласы проходят последовательно от верхнего до самого низкого
регистров, рисуя тем самым огромное пространство (Вселенная). Гармония
уменьшенного септаккорда, разрешающаяся в мажорное трезвучие (с
задержанием), видимо, иллюстрирует мысль "Всё чрез Него начало быть, и
без Него ничто не начало быть, что начало быть"- Евангелие от Иоанна.
Гармония уменьшенного септаккорда, видимо, знак первоначального Хаоса, а
гармония мажорного трезвучия с символом круга (опевания) - образ Бога и
созданного Им гармоничного мира.
Можно продолжать и дальше подбирать
ассоциации и тексты из Библии под музыку - несомненно, что, создавая
музыку, Бах просто переводил своё представление о Боге и его делах в
музыкальные образы, имея ввиду конкретные библейские эпизоды. Однако,
все услышанные ассоциации уже названы выше, правда не всегда в порядке
их появления.
Разберемся теперь с конструкцией
цикла. В токкате можно условно отметить вступление и три последующих
импровизационных построения. Фуга по материалу очень напоминает токкату и
звучит как её естественное продолжение. В теме фуги обращает на себя
внимание скрытое многоголосие. Близкий к гомофонному аккордовый склад
фуги делает почти незаметными и малоощутимыми привычные для баховских
фуг полифонические переплетения мелодических линий. Принятые в
большинстве баховских фуг выдержанные противосложения и сложные
контрапунктические приёмы развития здесь уступают место свободной
разработке с использованием разнообразного тематического материала.
Частые развёрнутые в большие построения интермедии (в ряде случаев - на
новом материале) вносят в фугу необычайный для этой формы элемент
импровизационности. Кода фуги массивной звучностью, импровизационным
характером сменяющихся эпизодов напоминает токкату.
| |
Просмотров: 11004 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 1.7/6 |
Всего комментариев: 0 | |
Меню сайта |
Категории раздела | |
|
Наш опрос |
Статистика |
Мини-чат |
Друзья сайта |
|