Феликс Мендельсон появился на свет в 1809 году в семье берлинского
банкира
Авраама Мендельсона. К тому времени его родные, обратившиеся в
христианство,
взяли вторую фамилию— Бартольди.
Мальчик обладал незаурядными музыкальными способностями, что
предопределило его
будущее. Он брал уроки игры на фортепиано и скрипке и занимался
по теории музыки у известных музыкантов того времени. Уже в
девять лет Феликс играл на фортепиано в частном концерте, а год
спустя
впервые выступил как альтист в Берлине.
Кроме того, в доме его отца постоянно устраивались музыкальные собрания с
участием небольшого оркестра и мальчик, начавший сочинять, имел
возможность
прослушивать созданные им произведения и вносить в них в случае
необходимости
изменения.
В 1820 году Мендельсон пишет целый ряд замечательных произведений:
скрипичную
сонату, 2 фортепианные сонаты, маленькую кантату, маленькую оперетту,
несколько песен и мужских квартетов. В следующем году он
знакомится с Вебером, непосредственное воздействие которого оказывает
большое
влияние на развитие творческих способностей молодого композитора. В том
же году
Мендельсон встречается с Гете.
В 1825 году Феликс вместе со своим отцом едет в Париж, где приводит
публику в
восторг своим талантом исполнителя. Год спустя он
создает увертюру к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь» (всю музыку к
пьесе он
написал в 1843 году).
В 1827 году в Берлине была поставлена опера Мендельсона «Свадьба
Камачо». И
тогда же он поступил в Берлинский университет.
1829 год отмечен важным
музыкальным событием: под управлением Мендельсона в Берлине состоялось
первое
после смерти Баха исполнение «Страстей по Матфею».
В том же году музыкант
уезжает в Лондон. Здесь в концерте филармонического общества он
исполняет первый
раз под личным управлением свою симфонию и увертюру «Сон в летнюю ночь».
Вскоре Мендельсон отправляется с концертами по городам Шотландии, а
затем
возвращается в Берлин. В 1830 году музыкант совершает путешествие в
Италию, а
оттуда едет в Париж и Лондон. В Лондоне он выступает в качестве дирижера
при
исполнении увертюры «Гебриды» и концерта соль-минор для фортепиано, а
также
издает первую тетрадь «Песен без слов».
Результатом путешествия молодого Мендельсона
по
Европе в 1829-1832сталаСимфония
№ 4, на её написание его вдохновила Италия.
В 1833 году Мендельсону было поручено дирижирование на Рейнском
музыкальном
торжестве в Дюссельдорфе. Отсюда он опять едет в Лондон, где дирижирует
своей
Итальянской симфонией, а по возвращении в Дюссельдорф получает место
музикдиректора, которое занимает два года, после чего в 1835 году
дирижирует на
музыкальном празднике в Кельне.
В том же году Мендельсон назначен
капельмейстером симфонических концертов Гевандхауза в Лейпциге, и под
его умелым
руководством последние становятся наиболее популярными у широкой публики
и
высоко ценящимися в среде профессионалов-музыкантов. В 1836 году по
решению
представителей Лейпцигского университета Мендельсону присуждается
степень
доктора философии.
Между тем композитор всерьез начинает задумываться о создании
оратории-трилогии
«Илия — Павел — Христос». Однако осуществить эту идею до конца ему не
удалось:
он написал только оратории «Илия» и «Павел», а музыкальное произведение
под
названием «Христос» осталось незаконченным. В данных сочинениях нашло
свое
отражение стремление Мендельсона к подражанию Генделю и Баху, но
сравниться с
ними по силе воздействия музыки он не смог.
В 1843 году Мендельсон основал в Лейпциге консерваторию, в число
преподавателей
которой были приглашены Шуман, Мошелес и другие известные музыканты того
времени.
В 1844 году появляется Скрипичный концерт ми минор, соч.64,
произведение, которое входит стандартный классический репертуар
исполнителей и является одним из самых исполняемых на концертных
площадках во
всём мире.
Король Пруссии Фридрих Вишгельм IV во что бы то ни стало
хотел заполучить прославленного композитора к себе в Берлин. В конце
концов тот
в 1841 году принимает его приглашение, но спустя некоторое время вновь
возвращается в Лейпциг, где и остается до самой смерти, наступившей 4
ноября
1847 года.
Творческое наследие Мендельсона богато и разнообразно. Наиболее
выдающимися его
произведениями являются оратории «Павел», «Илия», баллада «Вальпургиева
ночь»
для хора и оркестра, увертюры, симфонии ля-мажор и ля-минор, скрипичный
концерт,
фортепианные концерты соль-минор и ре-минор, музыка к комедии «Сон в
летнюю
ночь» и «Песни без слов» для фортепиано.
Всей музыке Мендельсона присущи изящность, законченность, необыкновенная
певучесть. Будучи дирижером, Мендельсон активно пропагандировал
классические
произведения композиторов различных времен. Так, он познакомил немецкую
публику
с симфонией до-мажор Шуберта, а также был первым, кто после долгого
перерыва
стал исполнять в Германии Баха и Генделя.
Мендельсон был
истинный
"человек Возрождения". Талантливый художник, с раннего возраста
выражавший свои идеи в значительных рисунках и картинах, он был
изысканным знатоком литературы и философии, апофеозом жизни которого
была музыка.
Акварель Феликса Мендельсона.
Озеро Люцерн с 1847.
Нажимаем на картину
для увеличения.