19:10 Романтический образ. (Франц Шуберт - вальсы) | ||||||||
Ход урока: «Шопен в музыке – это то же, что и Пушкин в поэзии…»(Л.Толстой) Организационный
этап. У: - Известный советский педагог В.А.Сухомлинский писал: «В мире есть не только нужное и полезное, но и красивое. Перед человеком открылась радость жизни, потому, что он услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и перепевы серебряных колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе, шуршание снежинок и стон метели, ласковое плескание волны и торжественную тишину ночи, услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни». Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. У: - Мы с вами уже знаем о том, что «музыка – это сама жизнь». Частички человеческой жизни благодаря мастерству великих композиторов превращаются в музыкальные образы. Это может быть добрый, ласковый образ колыбельной песни, образ мужественной борьбы, образ, воплощающий тревогу… Тема нашего урока сегодня: Романтические образы в творчестве Ф.Шопена. Послушайте стихотворение английского поэта Джона Китса и скажите, что вы чувствуете?
О, как люблю я в ясный летний час, Когда заката золото струится И облаков сребристых вереница Обласкана зефирами, - хоть раз Уйти от тягот, что терзают нас, На миг от неотступных дум забыться И с просветленною душой укрыться В заглохшей чаще, радующей глаз. (Дети делятся своими впечатлениями) Этап усвоения новых знаний. Джон Китс – поэт–романтик, яркий представитель эпохи романтизма, художественного направления в европейской и американской культуре конца XVIII – первой половины XIX века. «Романтизм» - слово французское. Оно ведет родословную от испанского «романсе» (так называли в средние века испанские романсы, а затем и рыцарский роман), и от английского «романтик» (романтический), означавшего «странное», «живописное», «фантастическое». Новый стиль в искусстве пришел на смену старому. Романтизм сменил классицизм и коснулся всех видов искусства. Это направление имело свои, совершенно новые черты, которые ярко проявились не только в творчестве романтиков, но даже и в их образе жизни. Поэты, художники, композиторы собираются вместе, читают свои новые литературные произведения, обсуждают все новости искусства, участвуют в художественных дискуссиях, музицируют. Такое творческое общение между людьми разных искусств приводит к обновлению форм и выразительных средств музыкального искусства. Большой интерес у композиторов того времени вызывают такие жанры, как песня, песня без слов, танец, ноктюрн, баллада. Разнообразнее и ярче стали краски звучания оркестра, раскрылись возможности таких инструментов, как фортепиано и скрипка. Многие композиторы создают виртуозную музыку, и по сей день представляющую трудность для исполнения. В своих произведениях, пронизанных яркой эмоциональностью и лиризмом, романтики стремятся передать все богатство внутреннего мира человека. Композиторами – романтиками называют Паганини, Берлиоза, Шумана, Мендельсона, Листа, Верди, Брамса, многих других композитов, и, конечно же, Фридерика Шопена, польского композитора, с музыкой которого нам предстоит сегодня встретиться. Здесь в зале сам Шопен, И сладок песен плен И чутко ловит слух Музыки длинный звук.
Рояль, как белый дух, Мелодия плывет, То радость в сердце льет, То светится печалью. Мелодия плывет…
И легкий вальс цветет – То плачет, то смеется, То к небу вознесется, То эхом отзовется -
Любви воспоминанье И гения дыханье. (звучит «Вальс №6»)
У: - Почему этот вальс называют вальсом – минуткой? - Какое настроение передает музыка? - Как она построена? - Каков музыкальный образ? (дети отвечают) У: - Легкость, танцевальность, хрупкость, пластичность – выразительная сторона музыки. Волчок, юла – изобразительный момент, он придает музыке веселое, радостное, шутливое настроение. Не смотря на 3-частное построение, создается единый музыкальный образ – образ молодости и изящества. Шопен – необыкновенный композитор. У него нет ни симфоний, ни опер, ни балетов. Почти все его сочинения написаны только для фортепиано, но в звучании этого инструмента мы слышим такие яркие мелодии, такое богатство чувств и звуков, что они действуют на нас не меньше, чем лучшие симфонические произведения. Попробуем испытать это на себе. (звучит «Вальс №7» си-минор) У: - Какая частица жизни заключена в этом произведении? - Каково его построение?(ответы детей) У: Произведение строится не обычно. В центре – светлый, мажорный эпизод. До и после него – одна и та же мелодия вальса, т.е. можно представить музыкальную форму таким образом: А B А. Всего частей – 3, но это пример двухчастной формы с повторением 1 части. Однако, после звучания каждой из трех частей, следует небольшое добавление, так называемое «послесловие». Оно очень быстрое, изящное, полетное. Оно объединяет все части в единое целое. Создаётся впечатление, что вальс представляет единый музыкальный образ, поворачивающийся к нам своими разными гранями. Какой это образ? Д: - Лирический, то печальный, то светлый, но, при этом, нежный и полётный. Еще звучит в моих ушах Седьмого вальса легкий шаг, Как вешний ветерок, Как трепетанье птичьих крыл, Как мир, который я открыл В сплетенье нотных строк.
Еще звучит тот вальс во мне, Как облако в голубизне, Как родничок в траве, Как сон, что вижу наяву, Как весть о том, что я живу С природою в родстве. (Л.Озеров)
У: - Кого можно представить, слушая это произведение? Д: - Человека – мечтателя, человека – романтика. У: - Это мужской или женский образ? Д: - Скорее, женский. У: Интересно то, что биографы Шопена склонны считать, что каждый из его вальсов – это либо жанровая зарисовка, либо чей-то портрет. Многие считают, что именно этот вальс – портрет полячки Марии Водзиньской. Композитор был влюблен в нее. Она прекрасно знала литературу, владела несколькими иностранными языками, писала стихи, хорошо пела. « …Композитор много и охотно играет для нее (…) Момент расставания (…) был очень трогательным (…) Мария взяла из букета розу и протянула её Ф.Шопену. Глубоко взволнованный, он сел за рояль и сымпровизировал вальс (…) Целый год продолжалась переписка. Письма Марии к Шопену становились все более сдержанными, затем их отношения и совсем прекратились (…) К этому времени относится, вероятно, сочинение Шопеном знаменитого, Седьмого вальса. Может … - это горестное прощание с ней.» (Из книги Л. Аурбаха «Рассказы о вальсе») Этап проверки понимания учащимися нового материала. Два вальса – два образа. Давайте, сравним их. Перед вами слова, которые нужно распределить в 2 столбика так, чтобы они смогли охарактеризовать эти музыкальные образы. Для того, чтобы правильно выполнить эту работу, мы еще раз послушаем эти произведения, и только после этого приступим к самостоятельной работе.(Повторное слушание «Вальса №6» и фрагмента «Вальса №7» Ф.Шопена)
У: C музыкальным романтизмом можно встретиться не только в инструментальной музыке XIX века. Романтические образы присутствуют и в вокальной музыке. Их можно встретить и в музыке нашего времени. Ярким примером может быть песня А.Н.Пахмутовой «надежда (Вокально-хоровая работа над песней) Этап инструктажа по выполнению домашнего задания. У: Каким вы представляете себе человека – романтика? «Нарисуйте» его словесный портрет. Подведение
итогов урока. Рефлексия ШОПЕН
(Chopin) Фридерик (полн. Фридерик
Францишек) (во французском варианте Фредерик Франсуа) (1 марта 1810, Желязова Воля, Польша — 17
октября 1849, Париж) НАЦИОНАЛЬНОСТЬ: польский ПРОФЕССИЯ: композитор и пианист. ЭПОХА:
Музыкальный стиль Шопена отличается редким
единством. Особенность интонации Шопена — ее «фортепианность»,
поэтическая свобода,
тончайшие переливы светотени,
воздушность,
неуловимость — все это воплощалось через особый строй
музыкального выражения, неразрывно связанный с новыми колористическими
возможностями фортепиано. Стадии
развития творчества Шопена:
а) ранний, варшавский период;
б) рубеж 1829—1831 годов; в)
парижский период до «Прелюдий»;
г) 40-е годы, отмеченные тяготением к
симфонизированным, крупномасштабным
формам;
д) самые последние годы. Важно отметить, что влияние польского фольклора проявляется у Шопена в двух направлениях. 1. Во-первых, в конкретной близости отдельных музыкальных
приемов, непосредственно обогативших выразительность его музыкального языка и придавших ему характерный славянский колорит. 2. Во-вторых близкое знакомство с польскими народными песнями расширило «слуховую настройку» композитора и натолкнуло его на смелые романтические находки в рамках искусства классицистской традиции. История классической музыки Средневековье (476—1400) Ренессанс (1400—1600) Барокко (1600—1760) Классицизм (1730—1820) Романтизм (1815—1910) XX век
(1901—2000) Современная
классическая музыка (с 1975 года) | ||||||||
|
Всего комментариев: 0 | |
Меню сайта |
Наш опрос |
Статистика |
Календарь | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Мини-чат |
Архив записей |
Друзья сайта |
|