Музы Стерлитамака
Главная » 2011 » Ноябрь » 21 » Романтический образ. (Франц Шуберт - вальсы)
19:10
Романтический образ. (Франц Шуберт - вальсы)

Ход урока:

«Шопен в музыке – это то же, что и Пушкин в поэзии…»(Л.Толстой)

Организационный этап.

У: - Известный  советский педагог В.А.Сухомлинский писал:

«В мире есть не только нужное и полезное, но и красивое. Перед человеком открылась радость жизни, потому, что он услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и перепевы серебряных колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе, шуршание снежинок и стон метели, ласковое плескание волны и торжественную тишину ночи, услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни». 

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

 У: - Мы с вами уже знаем о том, что «музыка – это сама жизнь». Частички человеческой жизни благодаря мастерству великих композиторов превращаются в музыкальные образы. Это может быть добрый, ласковый образ колыбельной песни, образ мужественной борьбы, образ, воплощающий тревогу…

Тема нашего урока сегодня: Романтические образы в творчестве Ф.Шопена.

Послушайте стихотворение английского поэта  Джона Китса и скажите, что вы чувствуете?

 

О, как люблю я в ясный летний час,

Когда заката золото струится

И облаков сребристых вереница

Обласкана зефирами, - хоть раз

Уйти от тягот, что терзают нас,

На миг от неотступных дум забыться

И с просветленною душой укрыться

В заглохшей чаще, радующей глаз. 

(Дети делятся своими впечатлениями) 

Этап усвоения новых знаний.

   Джон Китс – поэт–романтик, яркий представитель эпохи романтизма, художественного направления в европейской и американской культуре конца XVIII – первой половины XIX века.

   «Романтизм» - слово французское. Оно ведет родословную от испанского «романсе» (так называли в средние века испанские романсы, а затем и рыцарский роман), и от английского «романтик» (романтический), означавшего «странное», «живописное», «фантастическое».

    Новый стиль в искусстве пришел на смену старому. Романтизм сменил классицизм и коснулся всех видов искусства.

   Это направление имело свои, совершенно новые черты, которые ярко проявились не только в творчестве романтиков, но даже и в их образе жизни.    

Поэты, художники, композиторы собираются вместе, читают свои новые литературные произведения, обсуждают все новости искусства, участвуют в художественных дискуссиях, музицируют. Такое творческое общение между людьми разных искусств приводит к обновлению форм и выразительных средств музыкального искусства.

    Большой интерес у композиторов того времени вызывают такие жанры, как

песня, песня без слов, танец, ноктюрн, баллада.

    Разнообразнее и ярче стали краски звучания оркестра, раскрылись возможности таких инструментов, как фортепиано и скрипка.

    Многие композиторы создают виртуозную музыку, и по сей день представляющую трудность  для исполнения.

    В своих произведениях, пронизанных яркой эмоциональностью и лиризмом, романтики стремятся передать все богатство внутреннего мира человека.

   Композиторами – романтиками называют Паганини, Берлиоза, Шумана, Мендельсона, Листа, Верди, Брамса, многих других композитов, и,  конечно же, Фридерика Шопена, польского композитора, с музыкой которого нам предстоит сегодня встретиться.


 Здесь в зале сам Шопен,

И сладок песен плен

И чутко ловит слух

Музыки длинный звук.

 

Рояль, как белый дух,

Мелодия плывет,

То радость в сердце льет,

То светится печалью.

Мелодия плывет…

 

И легкий вальс цветет –

То плачет, то смеется,

То к небу вознесется,

То эхом отзовется  -

 

Любви воспоминанье

И гения дыханье.

(звучит «Вальс №6»)


 

У: - Почему этот вальс называют вальсом – минуткой?

     - Какое настроение передает музыка?

     - Как она построена?

     - Каков музыкальный образ?   (дети отвечают)

У: - Легкость, танцевальность, хрупкость, пластичность – выразительная сторона музыки. Волчок, юла – изобразительный момент, он придает музыке веселое, радостное, шутливое настроение.

     Не смотря на 3-частное построение, создается единый музыкальный образ – образ молодости и изящества. 

    Шопен – необыкновенный композитор. У него нет ни симфоний, ни опер, ни балетов. Почти все его сочинения написаны только для фортепиано, но в звучании этого инструмента мы слышим такие яркие мелодии, такое богатство чувств и звуков, что они действуют на нас не меньше, чем лучшие симфонические произведения. Попробуем испытать это на себе.  

(звучит «Вальс №7» си-минор)  

У: - Какая частица жизни заключена в этом произведении?

     - Каково его построение?(ответы детей) 

 У: Произведение строится не обычно. В центре – светлый, мажорный эпизод. До и после него – одна и та же мелодия вальса, т.е. можно представить музыкальную форму таким образом: А B А. Всего частей – 3, но это пример двухчастной формы с повторением 1 части. Однако, после звучания каждой из трех частей, следует небольшое добавление, так называемое «послесловие». Оно очень быстрое, изящное, полетное. Оно объединяет все части в единое целое. Создаётся впечатление, что вальс представляет единый музыкальный образ, поворачивающийся к нам своими разными гранями. Какой это образ?    

Д: - Лирический, то печальный, то светлый, но, при этом, нежный и полётный. 


Еще звучит в моих ушах

Седьмого вальса легкий шаг,

Как вешний ветерок,

Как трепетанье птичьих крыл,

Как мир, который я открыл

В сплетенье нотных строк.

 

Еще звучит тот вальс во мне,

Как облако в голубизне,

Как родничок в траве,

Как сон, что вижу наяву,

Как весть о том, что я живу

С природою в родстве.

                            (Л.Озеров)


 

У: - Кого можно представить, слушая это произведение? 

Д: - Человека – мечтателя, человека – романтика. 

У: - Это мужской или женский образ? 

Д: - Скорее, женский. 

У: Интересно то, что биографы Шопена склонны считать, что каждый из его вальсов – это либо жанровая зарисовка, либо чей-то портрет. Многие считают, что именно этот вальс – портрет полячки Марии Водзиньской. Композитор был влюблен в нее. Она прекрасно знала литературу, владела несколькими иностранными языками, писала стихи, хорошо пела. « …Композитор много и охотно играет для нее (…) Момент расставания (…) был очень трогательным (…) Мария взяла из букета розу и протянула её Ф.Шопену. Глубоко взволнованный, он сел за рояль и сымпровизировал вальс (…) Целый год продолжалась переписка. Письма Марии к Шопену становились все более сдержанными, затем их отношения и совсем прекратились (…) К этому времени относится, вероятно, сочинение Шопеном знаменитого, Седьмого вальса. Может … - это горестное прощание с ней.»     (Из книги Л. Аурбаха «Рассказы о вальсе») Этап проверки понимания учащимися нового материала.   Два вальса – два образа. Давайте, сравним их. Перед вами слова, которые нужно распределить в 2 столбика так, чтобы они смогли охарактеризовать эти музыкальные образы. Для того, чтобы правильно выполнить эту работу, мы еще раз послушаем эти произведения, и только после этого приступим к самостоятельной работе.(Повторное слушание «Вальса №6» и фрагмента «Вальса №7» Ф.Шопена) 

1.Ф.Шопен «Вальс №6»

2.Ф.Шопен «Вальс №7»

Словарь эстетических эмоций

 

 

Радостно

Мягко

Весело

Звонко

Взволнованно

Ласково

Игриво

Трогательно

Задорно

Ярко

 

 

Поэтично

Порывисто

Нежно

Задушевно

Шутливо

Спокойно

Светло

Безмятежно

Таинственно

 

 

 

 

 

У: C музыкальным романтизмом можно встретиться не только в инструментальной музыке XIX века. Романтические образы присутствуют и в вокальной музыке. Их можно встретить и в музыке нашего времени. Ярким примером может быть песня А.Н.Пахмутовой «надежда 

 (Вокально-хоровая работа над песней) 

Этап инструктажа по выполнению домашнего задания.

У: Каким вы представляете себе человека – романтика? «Нарисуйте» его словесный портрет.

Подведение итогов урока.

Рефлексия

 ШОПЕН (Chopin) Фридерик (полн. Фридерик Францишек)

(во французском варианте Фредерик Франсуа)

(1 марта 1810, Желязова Воля, Польша — 17 октября 1849, Париж)

НАЦИОНАЛЬНОСТЬ:  польский                                              

ПРОФЕССИЯ: композитор и пианист.

ЭПОХА:

Музыкальный стиль Шопена отличается редким единством.

 

Особенность интонации Шопена — ее «фортепианность»,

                                                                     поэтическая свобода,

                                                                    тончайшие переливы светотени,  

                                                                    воздушность,

                                                                    неуловимость

 — все это воплощалось через особый строй музыкального выражения, неразрывно связанный с новыми колористическими возможностями фортепиано.

 

Ста­дии развития творчества Шопена:

 

                                                       а) ранний, варшавский период;

                                                       б) рубеж 1829—1831 годов;

                                                       в) парижский период до «Прелюдий»;

                                                       г) 40-е годы, отмеченные тяготением к    

                                                          симфонизированным, крупномасштабным

                                                         формам;

                                                       д) самые последние годы.

Важно отметить, что влияние польского фольклора проявляется у Шопена в двух направлениях.

1.       Во-первых, в конкретной близости отдельных музыкальных приемов, непосредственно обогативших выразительность его музы­кального языка и придавших ему характерный славянский колорит.

2.      Во-вторых близкое знакомство с польскими народными песнями расширило «слуховую настройку» композитора и натолкнуло его на смелые романтические находки в рамках искусства классицистской тра­диции.


История классической музыки

 

Средневековье (476—1400)

Ренессанс (1400—1600)

Барокко (1600—1760)

Классицизм (1730—1820)

Романтизм (1815—1910)

XX век (1901—2000)

Современная классическая музыка

 (с 1975 года)

Просмотров: 7888 | Добавил: Ele | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 392
Статистика
Календарь
«  Ноябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Мини-чат
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz