* * *
М.Скребцова
Смычок летал по
гневным струнам,
И звуки дивные лились,
Взор музыканта вдохновенный
Был устремлен куда-то ввысь.
Он был не здесь,
не в этом зале.
Здесь ничего еще не знали.
И были девственно чисты
Его глаза, его черты.
Как увлекаемые
вихрем,
Друг друга пальцы торопили,
И слезы капали на скрипку,
Сильнее петь ее молили.
Она, безумствуя,
рыдала,
И он, подобно божеству,
Стоял в сиянии начала,
И открывался волшебству.
И верил свято в
эти звуки,
И возносилось все вокруг.
И тени, лица, взгляды, руки,
Сливаясь, покидали круг.
О, как тесны и
безнадежны
Дни без чарующих минут,
Где души дышат и поют,
И жизнь лишь только в них возможна.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Нарисуйте вдохновенного скрипача.
Согласны ли вы с тем, что без чарующих минут музыки дни «тесны и безнадежны»?
Как вы думаете, какую музыку исполнял скрипач?
На каком музыкальном инструменте вам бы очень хотелось научиться играть?
Что вы испытываете, глядя на играющего музыканта? Наблюдали ли вы когда-нибудь за его лицом и руками, за его движениями? Нарисуйте цветок души музыканта.
* * *
На мотивы Грига
Н.Гумилев
Кричит победно
морская птица
Над вольной зыбью волны фиорда,
К каким пределам она стремится?
О чем ликует она так гордо?
Холодный ветер,
седая сага
Так властно смотрят из звонкой песни,
И в лунной грезе морская влага
Еще прозрачней, еще чудесней.
Родятся замки из
грезы лунной,
В высоких замках тоскуют девы,
Златые арфы так многострунны,
И так маняще звучат напевы.
Но дальше песня
меня уносит,
Я всей вселенной увижу звенья,
Мое стремленье иного просит,
Иных жемчужин, иных каменьев.
Я вижу праздник
веселый, шумный,
В густых дубравах ликует эхо,
И ты приходишь мечтой бездумной,
Звеня восторгом, пылая смехом.
А на высотах,
столь совершенных,
Где чистых лилий сверкают слезы,
Я вижу страстных среди блаженных,
На горном снеге алеют розы.
И где-то светит
мне образ бледный,
Всегда печальный, почти безмолвный...
...Но только чайка кричит победно
И гордо плещут седые волны.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Включите детям музыку Грига, прочитайте им стихотворение и попросите детей нарисовать образы, описанные в этом стихотворении.
Представьте, что фея музыки подарила Григу шкатулку с самыми драгоценными музыкальными дарами. Нарисуйте эти дары.
Как вы думаете, что нужно для того, чтобы стать музыкантом? Если человек научился играть на каком-либо музыкальном инструменте, значит ли это, что он стал настоящим музыкантом?
* * *
Листу
П.Вяземский
Когда в груди твоей — созвучий
Забьет таинственный родник
И на чело твое из тучи
Снисходит огненный язык;
Когда, исполнясь
вдохновенья,
Поэт и выспренний посол!
Теснишь души своей виденья
Ты в гармонический глагол, —
Молниеносными
перстами
Ты отверзаешь новый мир,
И громкозвучными волнами
Кипит, как море, твой клавир;
И в этих звуках
скоротечных,
На землю брошенных тобой,
Души бессмертной, таинств вечных
Есть отголосок неземной.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Включите детям музыку Листа, прочитайте им стихотворение и попросите их нарисовать таинственный родник, который музыка Листа будит в душе человека.
Какой новый мир, открыла вам музыка Листа?
Нарисуйте громкозвучные волны музыки Листа, в которых купается душа человека.
Какие вечные таинства открывает человеку музыка Листа?