Неизвестные музыканты прошлого... Отчего же они неизвестны? По трём
причинам. Итак, первая: до создания и повсеместного распространения
устойчивой традиции нотного письма (XIV-XV вв.) их имена просто некуда
было записывать. А хорошая музыка тем временем сохранялась благодаря
устной традиции.
Вторая: странствующие музыканты – жонглёры и их сообщества – весьма
часто выступали под вымышленными именами. Среди этих имён были
презабавные, как, например, Траншкост (франц. "Перебей
ребро"), Клукентот (нем. "Дохлая курица"), Иррганк
(нем. "Нетудапопал"). В документальных источниках можно найти
следующие упоминания о представителях жонглёрских профессий: волынщик
Шабенсекель ("Тараканья образина"), трубач Форшмауль
("Лягушачья пасть"), лютнист Простокваша с подмастерьями и
т.п. И ничего удивительного! Назвать современную рок-группу "Ногу
свело", "Крематорий" или "ДДТ" (для тех, кто,
быть может, не помнит: было такое средство для борьбы с насекомыми –
ДДТ) – совершенно в традициях средневековья. Для
странствующих музыкантов столь звучное название имело отчасти рекламный,
отчасти социальный смысл. Жонглёры с воодушевлением подогревали интерес
публики и в то же время подчёркивали свою обособленность от
обывательского круга, артистическую уникальность. А как они одевались!
Русский путешественник, летописец XIII века Н. П. Кондаков, негодовал по
поводу традиции жонглёрского костюма в таких выражениях, которые,
право, совестно и припоминать...
И, наконец, третья причина: имена серьёзных музыкантов, которые
принимали участие в разработке сигналов управления войсками на случай
битвы, могли быть засекречены, как и сами сигналы. Ведь, зная ключ к
управлению разными войсковыми соединениями (легкой и тяжёлой кавалерией,
пехотой, мушкетёрами, артиллерией и т. д.), неприятель мог с лёгкостью
предвосхитить все намерения военачальников.