Программа
спецкурса
вокального
ансамбля «Акварельки»
для учащихся 1-9классов
срок реализации – 2
года
возраст детей – 7-15
лет
Автор-составитель
спецкурса: учитель
музыки
Лосева Елена Вячеславовна
г.
Стерлитамак
2011 г.
1.Пояснительная
записка
Настоящие методические рекомендации адресуются учителя
музыки, так как вокально-хоровая работа является важной составляющей
урока.
Работа предназначена
для коллективов общеобразовательных школ, состоящих из ребят среднего и
старшего возраста.
Воспитание
вокальных навыков - результат
продолжительной работы. Это сознательный процесс; нужно ясно
представлять к
какому образцу стремиться и как достичь результатов.
Программа
обучения вокала ставит своей
целью дать возможность ученикам
получить основы
вокального и музыкального образования, а
так же
Эмоциональное
развитие ребенка через песню.
Расширение
представления об окружающем мире.
Развитие
способности к самовыражению,
самореализации
Для достижения главной цели
перед
педагогом ставятся следующие
задачи
- Учить
ребенка
выразительному, искреннему исполнению понятных, интересных ему
несложных
песен.
- Учить овладевать
необходимыми вокальными навыками, а именно:
- учить
детей петь
естественно, легко, без напряжения, мягким звуком;
- петь согласованно,
не отставать и не опережать, одновременно начинать пение и
заканчивать,
слушать других;
- исполнять песню
различными способами (в сопровождении музыки и без, с помощью
взрослого и
самостоятельно, коллективно и индивидуально);
- обучать детей
четкой дикции, внятно произносить слова, активно артикулировать;
- развивать
музыкальные способности (слух, память, ритм, мышление);
- правильно
передавать направление мелодии (вверх, вниз), различать звуки по
высоте,
длительности, динамические оттенки, темпы; сохранять ритмический
рисунок;
- отмечать правильное
и неправильное пение;
- расширять певческий
диапазон, брать правильное дыхание (перед началом пения, между
фразами,
удерживать до конца фразы);
- развивать сенсорные
способности (чувствовать, ощущать, сопереживать);
- учить
импровизировать.
Пути реализации программы:
В работе с детьми:
- Внедрение
новых
форм и методов в организацию занятий.
- Широкое включение
песни в повседневную жизнь
- Организация
индивидуальной работы
В работе со взрослыми:
- Осуществление
совместной работы с администрацией, родителями по внедрению
программы.
- Создание
предметно-развивающей сферы.
- Проведение
бесед-консультаций с родителями на темы: "Песня в жизни
ребенка", "Как беречь голос ребенка" и т.д.
- Привлечение
родителей к участию в праздниках.
В работе музыкального руководителя:
- Расширение
профессиональных знаний путем посещения семинаров, фестивалей,
конкурсов.
- Участие в
концертной деятельности (ансамбля "Акварельки").
- Обзор новой
методической литературы.
- Накопление
материала, аудио - записей для использования на занятиях.
Желаемый результат
Осуществляя в работе цели и задачи, поставленные программой, хотелось бы
положительным итогом своей работы считать:
Дети должны
иметь устойчивый
интерес к песне, в особенности детской; уметь эмоционально исполнить ее;
расширить певческий дипазон на 2-3 тона; петь выразительно, правильно
передавать мелодию; петь индивидуально, подгруппами и коллективно;
использовать
песню в самостоятельной деятельности; изъявлять желание участвовать в
концертах.
Родители должны знать
необходимость и
пользу пения; быть знакомыми с детским песенным репертуаром;
поддерживать
интерес детей к песне в семье.
Администрация должна содействовать, поддерживать процесс внедрения
программы.
Реализация
задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности,
главными из
которых является сольной и ансамблевое пение, слушание различных
интерпретаций
исполнения, пластическое интонирование, добавление элементов
импровизации,
движения под музыку, элементы театрализации.
Программа
предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой,
фольклором, сценическим искусством, ритмикой.
Программа
примерно раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические
блоки,
состоит из теоретической и практической частей.
Теоретическая
часть включает в себя нотную грамоту, работа с текстом, изучение
творчества
отдельных композиторов.
Практическая
часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен и
музыкальных
произведений.
Музыкальную
основу программы составляют произведения композиторов-классиков и
современных
композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни, значительно
обновленный репертуар композиторов- песенников. Песенный материал играет
самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.
Отбор
произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости,
художественной
выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и
мероприятий).
Песенный
репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в
рамках
кружковой деятельности. Имеет место варьирование.
Методы и формы.
В
качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода,
творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения.
- СТИЛЕВОЙ ПОДХОД:
широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование
у
членов ансамбля осознанного стилевого восприятия вокального
произведения.
Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик
произведений.
- ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД:
используется в данной программе как важнейший художественно-
педагогический метод, определяющий качественно- результативный
показатель
ее практического воплощения.
Творчество
понимается как нечто сугубо своеобразное,
уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое
проявляет
себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую
очередь в
сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально- сценической
театрализации.
В связи с этим в творчестве и деятельности преподавателя и члена
вокального
кружка проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность,
инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и
фантазии.
- СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД:
направлен на достижение целостности и единства всех составляющих
компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды
концертной
деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать
соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания
каждого
года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы).
Использование системного подхода допускает взаимодействие одной
системы с
другими.
- МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ
И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ: это один из основных производных
программы.
Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое
исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед
зрителями и
слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на
сцене,
сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое
соответствие
исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет
поднять
исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь
приходится следить не только за голосом, но и телом.
Планируемый результат.
Первый год обучения:
- наличие
интереса к
вокальному искусству; стремление к вокально-творческому
самовыражению
(пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в
музыкально-драматических постановках);
- владение некоторыми
основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
- проявление навыков
вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать
пение,
правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно
выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить
слова
– артикулировать при исполнении);
- уметь двигаться под
музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
- стремление
передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато,
правильно
распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе,
усовершенствовать свой голос;
- умение исполнять
более сложные длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой,
пунктирный ритм), а также несложные элементы двухголосия –
подголоски.
Второй год обучения:
- наличие
повышенного
интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям,
вокально-творческое самовыражение (пение в ансамбле и соло, участие
в
импровизациях, активность в музыкально- драматических постановках);
- увеличение
сценических выступлений, движения под музыку, навыки ритмической
деятельности;
- проявление навыков
вокально-хоровой деятельности (некоторые элементы двухголосия,
фрагментарное пение в терцию, фрагментарное отдаление и сближение
голосов
– принцип "веера”, усложненные вокальные произведения);
- умение исполнять
одноголосные произведения различной сложности с не дублирующим
вокальную
партию аккомпанементом, пение а капелла в унисон, правильное
распределение
дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания;
- усложнение
репертуара, исполнение более сложных ритмических рисунков;
- участие в конкурсах
и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения, правильно
двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство.
Первый
год обучения:
№ п/п
|
Тема
|
Кол-
час
|
|
|
1
|
Введение.
прослушивание голосовых аппаратов
Беседа о ТБ, голос,
профилактика
Знакомство с голосовым аппаратом
|
2
|
|
2
|
Певческая установка. Дыхание
|
3
|
|
3
|
Детский фольклор.
|
3
|
|
4
|
Детские песни
в
нашей жизни
Песни из мультфильмов. Дирижерский жест
|
2
|
|
5
|
Унисон.
Упражнения на унисон. Нотная грамота
Основы музыкальной
грамоты. Ритм
|
7
4
|
|
6
|
Вокальная позиция.
Знакомство с различной
манерой пения.
Вокальные навыки.
|
3
|
|
7
|
Звуковедение.
|
3
|
|
8
|
Дикция.
|
4
|
|
9
|
Канон.
Развитие музыкального
слуха, музыкальной памяти.
Вокально-хоровые навыки в
исполнительском мастерстве.
|
2
2
1
|
|
Второй
год обучения:
№ п/п
|
Тема
|
Кол.
час
|
|
|
1
|
Введение, владение своим
голосовым аппаратом,
Использование
певческих навыков.
|
3
|
|
2
|
Звук. Тембр звука.
|
1
|
|
3
|
Детские
песни в нашей жизни.
|
1
|
|
4
|
Фольклор.
Жанры РНМ.
|
2
|
|
5
|
Унисон.
Вокальная постановка
Вокальная
позиция.
|
13
|
|
6
|
Дикция.
Дикция вокальных
звуков.
|
4
|
|
7
|
Основы
музыкальной грамоты. Ритмический рисунок.
|
2
|
|
8
|
Сценическая хореография.
|
5
|
|
9
|
Вокально-хоровые навыки в
исполнительском мастерстве.
|
5
|
|
10
|
Подготовка и проведение
праздников.
Концертная
деятельность.
|
2
|
|
|