12:38 МУЗЫКАЛЬНЫЕ СКЛАДУШКИ ПРО ВЕСЕЛЫЕ ИГРУШКИ. |
МУЗЫКАЛЬНЫЕ СКЛАДУШКИ ПРО ВЕСЕЛЫЕ ИГРУШКИ.
Оздоровительные голосовые песенки-игры для детей Л.К. Волошина, аспирантка Центра эстетического воспитания РАО, г. Москва
Все мы хотим видеть наших детей полноценными творческими людьми, счастливыми и успешными, рождающими уникальные идеи и оригинальные способы решения проблем. Как этого достичь? С раннего детства у ребенка необходимо развивать такое необходимое качество личности, как креативность - способность к творческому конструктивному нестандартному мышлению и поведению, а также к осознанию и развитию своего опыта. Музыкальные складушки развивают ребенка целостно: тренируют память и интуицию; развивают логическое и образное мышление; учат создавать творческий продукт - образ в игре; использование симметричных движений обеспечивает гармоничное развитие полушарий мозга, что гарантирует развитие координации движений в пространстве, а в будущем - хороший почерк и беглость в чтении. Однако главная цель складушек - развитие художественных способностей. Для чего нужны современному человеку художественные способности? Быть может, это удел людей одаренных от природы - художников, поэтов, артистов, музыкантов? Психологи утверждают, что в современном стремительно меняющемся мире человек, не обладающий способностью творчески мыслить, просто обречен жить в ситуации душевного дискомфорта. Музыкальные складушки через игру и художественную деятельность тренируют творческие способности ребенка, а значит, его активность, самостоятельность, оригинальность в создании продукта творчества, свободу и привлекательность в общении. Способности к творческому мышлению формируются в процессе художественной деятельности и являются движущей силой развития личности. Детские оздоровительные интонационно-фонетические голосовые игры для развития показателей певческого голосообразования (звуковысотного слуха и голоса), чувства ритма и спонтанного музицирования Все предложенные стихотворения-игры являются интонационно-фонетическими упражнениями, в основе которых лежит фонопедический метод В.В. Емельянова, применение которого обеспечивает развитие психоневрологической сферы ребенка, а также выполняет общеоздоровительную и профилактическую функции. В песенках-играх используются особые звуки, которые называются сигналами доречевой коммуникации. Они даны человеку изначально от природы и от рождения, основаны на принципе саморегуляции организма и поэтому физиологически целесообразны. Эти "мудрые" и веселые игры в звуки развивают и восстанавливают голос и дыхание, формируют опыт общения со звуками разного диапазона, развивают механизмы голосообразования, фонематический слух, устраняют отсутствие координации между слухом и голосом. Музыкальные складушки можно рекомендовать самым маленьким, когда мама или няня исполняет текст, а детки слушают и подпевают. Дети дошкольного возраста могут разыгрывать песенки вместе со взрослыми, а также исполнять сами, включаясь в спонтанное (стихийное) голосовое музицирование. Для детей младшего школьного возраста песенки-игры являются художественно-образной базой для элементарного голосового музицирования, что развивает восприятие и музыкальное мышление. Детские голосовые игры готовят голосовой аппарат ребенка к грамотному интонационно-выразительному произношению в обыденной жизни и являются базовыми тренинговыми операциями художественного типа, обеспечивающими основу для развития показателей певческого голосообразования и сценической речи, творческого воображения и свободы самовыражения.
Внимание, воспитатель! Здесь вы будете давать детям первые представления о регистрах. Средний регистр прочитывается обычным мягким голосом, женским или мужским, но ближе к фальцету. Цыпленка нужно изобразить высоким тонким голосом, а тигренка и бычка - низким, грудным. Пусть дети попытаются изобразить звуками, как рычит тигр и мычит бычок.
Хочешь научиться пенью?
Все в мире звуки хороши,
Мой природный голосок,
У цыпленка голос тонок,
А бычок мычит упрямо -
Высоко щебечут птицы. "Песенка пони" Внимание, воспитатель! "Песенка пони" относится к разряду артикуляционной гимнастики для развития мышц лицевой мускулатуры и ротовой полости. Ваша задача - научить ребенка щелкать языком, при этом щелканье должно быть различным и равномерно меняться. Первый щелчок произносится языком и растянутыми в улыбку губами, верхние и нижние зубы при этом открыты. На второй щелчок - зубы спрятаны за собранными и вытянутыми в трубочку губами. Если у вашего ребенка что-то не получается - не отчаивайтесь! Помните о том, что вы не обучаете, а играете с ним, а ваш ребенок - это самонастраивающийся организм: у него все получится, когда придет время. Позвольте ему делать спонтанные движения под эту песенку. Этого достаточно для развития чувства ритма как самого важного компонента музыкального слуха.
Мой пони веселый бежит по дорожке -
"Песенка кота" Звук "Рррр" является очень мощным языковым вибрантом, который включает в работу не только мышцы лицевой мускулатуры, ротовой полости и гортани, но и мышцы живота и диафрагму. Таким образом, через звук "Р" мы можем сделать вибрационный массаж всех внутренних органов. Очень важно пронаблюдать, где этот звук живет внутри нас, и стараться ощутить его в самом низу живота. Как же научиться произносить этот трудный для детей звук? Начните с губного вибранта "БР". Обычно все дети легко вибрируют губами. А затем в губную вибрацию нужно подключить кончик языка, подтянуть его к губам. При этом голова чуть-чуть наклонена вперед, щеки и губы распущены. В это же время мышцы живота максимально напряжены и активны. Между прочим, если набрать побольше воздуха и как можно дольше и громче повибрировать губами или звуком "БР", то можно легко снять икоту!
Кот на солнышке лежит:
"Песня крокодила" Косыми крестиками "ххх" обозначен звук, который не имеет фиксированной высоты. Он представляет собой шумовой, низкий, шуршащий-скрипучий-рокочущий звук (в немецкой терминологии - "штро-бас"). Представьте себе обиженного крокодила: рот слегка приоткрыт, мышцы лица расслаблены, язык мягкий, плоский лежит на нижней губе, нижняя челюсть опущена. В момент звучания голосовые складки максимально расслаблены. Штро-бас очень полезен, потому что снимает голосовую усталость и его вибрации благотворно действуют на всю гортань в целом. После игры в крокодила вы заметите, что ваш голос стал намного чище и легче. Обратите внимание на мелодику стиха, где нужно голосом выразить интонации обиды, досады и уныния. Сыграйте роль несчастного крокодила - включите мимику и спонтанные движения.
А в реке, где много ила, "ххх",
"Бегемот" Учимся правильно формировать гласные звуки! Посмотрите внимательно на картинку. Как раскрывает рот бегемот? Мы выдвигаем нижнюю челюсть вперед и слегка запрокидываем голову назад без напряжения, при этом видны четыре верхних и четыре нижних зуба. Мышцы лица свободны от напряжения. Звук "А" произноситься в грудном, низком регистре. Пусть ваш ребенок создаст образ грозного бегемота, который стережет свой дом - свое болото.
Раздается из болота:
"Колыбельная" В "Колыбельную" играем тоненьким ласковым голосом. Желательно переходить на гласную "А" из среднего в высокий регистр, исполнять ее более протяжно, убаюкивающе. При этом рот нужно открывать по тем же правилам, что и для "Бегемота", а образ создать совершенно противоположный - исполнить заботливо, нежно.
Кукла Катя спать пошла.
"Ночная песенка филина" Учимся произносить звук "У". Сначала вспомним, как поет бегемот? А он поет свою песню на звуке "А". Открываем рот на "А", как бегемот, а затем прикрываем зубы губами и формируем звук "У". А теперь будем играть в филина, который поет свою песню в темном лесу и пугает его жителей. Песенка исполняется как можно более низким и таинственным звуком. Все гласные произносятся очень большим ртом. У филина интонации пугающие, а у зверей трусливые. Главное, чтобы на звуки "У" голос у филина звучал в низком регистре, а на "ууух" плавно поднимался снизу вверх, напоминая вой. У зверей же интонация изменяется на испуганную, хотя в звуковысотном отношении она остается прежней. Очень важно при этом энергично произносить звук "Х", так как именно на нем включается в работу диафрагма. Подумайте, с какой интонацией можно было бы исполнить последнюю строчку? Ведь филин не умеет петь иначе. У него просто такая песенка. Важную роль в этой игре занимают движения. Руки - это крылья филина. Он взмахивает ими от самого плеча, "пугает" зверей! Следите, если у ребенка руки-"крылья" вверху, то и звук должен быть высоким, если внизу - низкий. Это способствует развитию координации движений и развитию звуковысотного слуха.
Ухал. Охал. Ахал филин:
"Матрешка" Игра в "Матрешку" имеет те же задачи, что и "Песенка филина". Движения - "пружинка" (легкие приседания), хлопки и прыжки. На звуки "Ух" машем платочком вверх и голос взлетает высоко, на звуки "ах" голос вместе с платочком опускается вниз.
Ты, матрешка, попляши.
"Песенка петушка" Игра в поющего петушка формирует навык протяжного звука снизу вверх. Рот нужно открывать так же, как петушок на картинке. Для того чтобы "песню было слышно далеко", рот нужно открыть широко, как бегемот. Если ваш ребенок уже научился произносить и низкие грудные звуки и высокие, то в этой песенке попытайтесь на звуки пения петушка добиться глиссандирующего звучания (непрерывного) снизу вверх, чтобы переключение регистров было самопроизвольным. Момент такого переключения называется фонопедическим порогом, который является великолепным оздоровительным механизмом для голосовых складок и гортани.
Мой игрушечный пету-ух
"Песенка слоника" Игра в слоника построена на сонорном звуке "Н". Однако здесь целесообразнее использовать заднеязычный носовой сонант "н - носовое" (гнусавое), как во французском языке. Этот звук производит мощную вибрацию в полости носа и гайморовых пазухах. Представим, что вместо носа у нас длинный хобот и мы на звук "Н" машем им вправо и влево. Положите пальчики на нос, и вы услышите, как вас лечит "гнусавый голосок".
Слоник песенки любил:
"Песенка про смех" "Песенка про смех" является пульсирующим упражнением, при выполнении которого активно включается в работу мускулатура нижней части туловища, что способствует активизации работы диафрагмы. С одной стороны, происходит активный массаж внутренних органов, с другой - снимается нагрузка с сердечной мышцы. Начало песенки произносится в среднем регистре, мишки гогочут в низком, а мартышки "верещат" очень высоко. Звук "Г" нужно произносить с придыханием, как украинское мягкое "Г". Пусть ваш ребенок "проверяет" смешинку и держится за живот, и делает это как можно более весело! Следите за артикуляцией, не забывайте, как рот открывает бегемот.
Все игрушки любят смех. СТРАНИЧКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Дорогие папы и мамы, бабушки и дедушки,
Это звуки непростые,
Никакой теперь медведь |
|
Всего комментариев: 0 | |
Меню сайта |
Наш опрос |
Статистика |
Календарь |
Мини-чат |
Архив записей |
Друзья сайта |
|