12:48 Программа элективного курса "Искусство и мы" | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Программа элективного курса "Искусство и мы"Пояснительная записка Настоящая программа разработана для обеспечения предпрофильной подготовки девятиклассников к обучению по художественно-педагогическому направлению гуманитарного профиля*. *В примерном учебном плане гуманитарного профиля второй тип
учебных курсов - "Про Приложение к приказу Минобразования России от 18.07.02 г № 2783. С.18.) Цель, задачи и принципы реализации содержания элективного курса "Искусство и мы" Цель элективного курса "Искусство имы" - формирование интереса и положительной мотивации школьников к художественно-педагогическому направлению гуманитарного профиля путем их ознакомления с видами и способами деятельности, необходимыми для успешного освоения программы профессиональной подготовки учителя музыки или изобразительного искусства. Элективный курс "Искусство и мы" носит прогностический (пропедевтический) характер по отношению к профильному курсу по искусству и повышает вероятность осознанного выбора выпускника основной школы художественно-педагогического направления гуманитарного профиля. В числе предметно ориентированных (пробных) курсов элективный курс "Искусство и мы" призван решать следующие задачи:
Предполагается, что данный элективный курс будет способствовать выработке психологической готовности к осуществлению выбора художественно-педагогической профессии для профильного обучения в старших классах. При этом осуществляется ориентация на профессиональные качества педагога искусства, которые рассматриваются с точки зрения развития следующих способностей: 1. Способностей к психолого-педагогической деятельности -
2. Способностей к искусствоведческой, музыковедческой деятельности:
3. Способности к профессионально-исполнительской деятельности; Музыка.
Изобразительное искусство
Содержание элективного курса реализуется по принципам последовательности и системности. Оно включает два раздела: "Искусство и жизнь", "Специфика искусства и особенности художественного образования". В процессе реализации данных разделов, с одной стороны, происходит углубление и расширение содержания базовых программ основной школы по музыке и изобразительному искусству, программ факультативных курсов по мировой художественной культуре, традиционной народной культуре и пр., с другой - осознание особенностей художественно-педагогической профессии школьного учителя. Предполагается, что девятиклассники имеют опыт эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства, опыт художественно-творческой деятельности, собственные впечатления от художественно-педагогической деятельности учителей музыки и изобразительного искусства. В опоре на данный опыт процесс предпрофильной подготовки девятиклассников с ориентацией на художественно-педагогическое направление гуманитарного профиля строится в виде "восхождения к профессии". Существенное значение для этого имеет развитие собственного отношения обучающихся, их самостоятельного взгляда на роль искусства в жизни людей, на особенности художественного образования, на специфику профессии школьного педагога искусства. Такому подходу способствует тематическое построение разделов курса, находящихся в тесном взаимодействии. Диалектика восхождения к профессии обусловлена естественной связью полифункциональности искусства, общего художественного образования как механизма культурного развития человека и общества, а также непреходящей роли педагога искусства в данном процессе. Осознание тематизма, выстроенного по принципу от простого к сложному, развивается по трем линиям:
Каждая из линий получает "расширение" по мере развития тематизма (от простого к сложному). Диалектическая логика восхождения к профессии заключается в установлении соответствия между темами программы, их художественно-педагогическим замыслом, психолого-педагогической основой и задачами профессиональной ориентации обучающихся, решаемыми в рамках каждой темы. Данный подход нашел свое отражение в нижеследующей "Структурно-логической схеме тематического построения элективного курса "Искусство и мы" и в таблице "Диалектическая логика восхождения к профессии". Структурно-логическая схема тематического построения элективного курса "Искусство и мы"
Диалектическая логика восхождения к профессии
Критериями успешности занятий по элективному курсу "Искусство и мы" являются:
"Искусство - общественная техника чувств" (Л.С. Выготский).
Реферат, которым завершается изучение курса, является формой отчетности девятиклассников. Реферат имеет практико-ориентированный характер и включает в себя размышления школьников при опоре на сведения, полученные на занятиях, литературные источники, рекомендуемые преподавателем, а также на конкретные примеры из художественно-педагогической практики. Методы и формы реализации содержания элективного курса "Искусство и мы" Содержание курса реализуется на основе методов художественно-педагогической драматургии, обобщения, проблемно-поискового метода и метода проектов. Метод художественно-педагогической драматургии способствует осуществлению психологической адаптации школьников в избранном предмете, что находится в полном соответствии со спецификой искусства и процесса художественного образования. Проблемно-поисковый метод, метод обобщения и метод проектов оптимизируют процесс восхождения девятиклассников к профессии, так как помогают формированию самостоятельного взгляда на нее, осознанного восприятия ее особенностей. "Искусство и мы" - динамичный курс с яркой практико-ориентирован-ной направленностью, о чем свидетельствуют разнообразные виды и формы проведения занятий. Предлагается два вида занятий: внеурочные и урочные. Среди внеурочных занятий: посещение концертного зала, театра, художественной выставки и пр.; посещение урока музыки или изобразительного искусства в одном из классов основной школы; внеурочный практикум (проведение фрагмента урока музыки или изобразительного искусства а основной школе); внеурочная художественно-творческая деятельность. Благодаря частой смене видов деятельности школьники смогут заняться художественным творчеством по интересам, вне зависимости от имеющихся у них специальных умений, а также попробовать себя в роли учителя музыки или изобразительного искусства Уроки проводятся в следующих формах: проблемно-поисковой деятельности с моделированием учебных ситуации, семинара, свободной дискуссии, круглого стола с использованием аудио- и видеозаписей. Круглый стол завершает элективный курс "Искусство и мы". В его работе могут принимать участие преподаватели и студенты учебных заведений, занимающихся профессиональной подготовкой педагога искусства, а также специалиста любой художественной профессии. Главная задача круглого стола -выявление специальных качеств педагога искусства, которые проявляются в его способностях к психолого-педагогической, искусствоведческой и профессионально-исполнительской деятельности. В процессе круглого стола возможна демонстрация уровня развития данных способностей у студентов соответствующих учебных заведений (моделируются учебные школьные ситуации; "живьем" или в записи исполняются музыкальные, танцевальные, поэтические произведения или их фрагменты, создаются рисунки или декоративно-прикладные изделия и т.д.). Предполагаются ответы приглашенных участников на вопросы девятиклассников. По окончанию работы учащиеся получают образовательную карту региона с рекламным проспектом каждого из представленных в ней учреждений специальной художественной или художественно-педагогической направленности. План курса и содержание занятий
Учебно-тематический план курса
Программное содержание курса
Занятие проводится вне школы: в концертном зале, театре, на выставке или в художественном музее. Девятиклассникам предлагается на конкретных примерахувиденного или услышанного поразмышлять самостоятельно о значении искусства в жизни человека. Размышления фиксируются в дневнике впечатлений. Для логики размышлений предлагаются вопросы-ориентиры:
Тема 2. "Искусство - общественная техника чувств" (Л.С.
Выготский)
Тема реализуется в виде свободной дискуссии с привлечением материала предыдущего занятия и размышлений девятиклассников, зафиксированных в дневнике впечатлений. Дискуссия строится на основе вопросов-ориентиров, предложенных в теме 1*. * Возможно повторное прослушивание или просматривание произведений или их фрагментов.
Путем коллективного размышления должны быть определены функции искусства, связанные с преобразовательной, познавательной и оценочной деятельностью человека, с его участием в процессе общения. Для этого во время занятий ведется коллективный поиск ответов на вопросы:
Тема 3. Человек в мире искусств (2 часа) Первый час занятий по теме представляет собой педагогический практикум в виде коллективного посещения одного из уроков по музыке илиизобразительному искусству в любом классе основной школы. За 5-7 минут до урока учитель музыки (изобразительного искусства) коротко характеризует: 1.Учеников данного класса с точки зрения их общего и музыкального (художественного) развития:
2.Программу предстоящего урока по следующим позициям:
Для последующей работы по теме девятиклассники фиксируют данные учителем характеристики, а также собственные впечатления от урока. Кроме того, они могут принять участие в художественно-творческой деятельности данного класса. Второй час занятий по теме "Человек в мире искусств" проводится как урок-семинар. Предварительная подготовка к нему осуществляется школьниками на основе следующих ориентировочных вопросов:
Конкретным практическим материалом для работы на семинаре является посещенный урок, который подвергается конструктивному анализу. Предполагается, что в процессе семинарского занятия, отвечая на предложенные вопросы, девятиклассники самостоятельно устанавливают взаимообусловленность искусства и жизни, искусства и человека, искусства и школьных занятий им. РАЗДЕЛ II. Специфика искусства и особенности художественного образования. Тема 1. Искусство как система образных языков (10 часов) Занятия по данной теме делятся на два блока: блок проблемно-поисковой деятельности и блок художественно-творческой деятельности. Блок проблемно-поисковой деятельности - это восемь занятий по одному часу каждое. Данные занятия практико-ориентированы, проводятся в любой форме с моделированием ситуацийшкольного урока и демонстрацией художественных произведений или их фрагментов. При этом может быть использован художественный материал, с которым обучающиеся знакомились на уроках музыки, изобразительного искусства, литературы. Содержание занятий связано с освещением следующих проблем: Первый час Искусство как высшая форма эстетического постижения мира. "Вечные" темы в искусстве. Художественный образ. Красота и правда в искусстве. Синкретические истоки искусства. Виды искусства. Литература. Музыка. Изобразительное искусство. Традиции и новаторство в искусстве. Второй час Синтетические виды искусства. Театр. Драматический, музыкальный, кукольный театры. Актер, режиссер, драматург, художник, композитор - создатель сценического действия. Известные театральные имена. Третий час Синтетические виды искусства. Хореография. Язык танца. Многообразие танцев: классический, народный, исторчко-бытовой, бальный, современный. Балет на льду. Выдающиеся мастера и хореографические коллективы. Четвертый час Синтетические виды искусства. Кино как искусство, рожденное научно-технической революцией. Виды кино, его жанровое многообразие и образная специфика. Художественный процесс создания фильма. Сценарист, кинорежиссер, кинооператор. Великие имена в киноискусстве. Пятый час Фотография - искусство "светописи". Жанровые темы фотографии (натюрморт, пейзаж). Фотопортрет и события в кадре. Информативность фотоизображения и художественная фотография. Шестой час Дизайн. Искусство организации окружающей человека среды, украшающей его быт. Сферы дизайна. Флористический дизайн как проявление эстетики быта. Профессия дизайнера сегодня. Седьмой час Новые виды и жанры искусства второй половины XX века. Телевидение; специфика выразительных средств и основные теле- и видео-жанры. Искусство и компьютерные технологии (компьютерная музыка, компьютерная графика, компьютерная анимация, искусство мультимедиа, создание сайтов и пр.). Восьмой час Зрелищные виды искусства. Цирк (акробатика, эквилибристика, музыкальная эксцентрика, клоунада, иллюзион). Эстрада как синтез вокального, драма-тического. музыкального, хореографического и циркового искусства. Известные эстрадные имена. Создание эстрадных концертов и шоу-программ. Блок худсжественно-творческой деятельности служит реализации творческих потребностей обучающихся и рассчитан на два часа внеурочной работы. Предполагается индивидуальная работа девятиклассников либо работа в малых группах, которая находит свое дальнейшее воплощение в коллективных внеклассных мероприятиях. Главным принципом осуществления художественно-творческой деятельности является свободный выбор конкретного творческого мероприятия, подготовка к которому и проходит в отведенное на данный блок внеурочное время. Предполагаются следующие формы художественно-творческой деятельности:
Реализации художественно-творческой деятельности способствуют знания и умения, приобретенные девятиклассниками во время занятий по музыке и изобразительному искусству в основной школе, а также те сведения, которые они получили по данному электическому курсу на предыдущих занятиях. Тема 2. Школьный урок искусства - что в нем особенного? (1 час) Урок-семинар, к которому девятиклассники готовятся самостоятельно по следующим вопросам-ориентирам (опираясь на материал предыдущих занятий первого и второго раздела программы):
Предполагается, что в результате работы на семинаре обучающиеся утвердятся во мнении, что урок искусства в общеобразовательной школе -это художественно-педагогическое действо, которое строится по законам искусства; имеет равноправных участников; побуждает к эмоциональному отклику на художественные произведения, к активному самостоятельному размышлению по поводу поднимаемых в них жизненных проблем; мотивирует на художественно-творческую деятельность; вызывает желание узнать и понять больше, чем предлагает урок, научиться конкретному виду художественной деятельности. Тема 3. Искусство - учитель -ученик (2 часа) Тема реализуется в виде двух внеурочных занятий-практикумов, направленных на установление диалогического единства в триаде "Искусство- учитель - ученик". Девятиклассники участвуют в проведении уроков музыки и (или) изобразительного искусства в одном из классов основной школы. Каждый из желающих готовит фрагмент урока с любым художественным материалам. Один из девятиклассников берет на себя роль координатора, задача которого состоит в структурном объединении данных фрагментов в единое художественно-педагогическое действо. Учитель, ведущий предпрофильную подготовку, является организатором данного процесса. Тема 4. Профессия -учитель-художник (2 часа) Занятие проходит в виде круглого стола с приглашением преподавателей и студентов художественных и художественно-педагогических образовательных учреждений региона. Главная задача- выявление основных профессиональных качеств педагога искусства и предоставление обучающимся сведений об учебных заведениях региона, профилированных в данном направлении. Перечень учебных пособий, рекомендуемых к использованию в процессе занятий по элективному курсу "Искусство и мы"
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Всего комментариев: 1 | ||
| ||
Меню сайта |
Наш опрос |
Статистика |
Календарь |
Мини-чат |
Архив записей |
Друзья сайта |
|