20:41 Урок музыки во 2-м классе на тему: "Весело – грустно" (программа В.В. Алеева) | ||||||
Урок музыки во 2-м классе на тему: "Весело – грустно" (программа В.В. Алеева)Цели урока:
Задачи урока: Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений. Методы: словесно-индуктивный, частично-поисковый, творческий, наблюдение, сопоставление, побуждение к сопереживанию, арттерапевтический, междисциплинарных взаимодействий. Оборудование урока: - Е. Поплянова "Пора начать урок” (пение); - В. Петрушин "Только смеяться”, "Чтобы со мной не случилось” (пение); - И. Челноков, Е. Челнокова "Здравствуй, песенка моя” (пение); - Р. Шуман "Весёлый крестьянин, возвращающийся с работы” (слушание); - Л. Бетховен "Сурок” (слушание); - Д. Кабалевский "Клоуны” (слушание); - В. Васнецов "Алёнушка”; - Л. Лапцуй "Берёзка”, "Смерть берёзки”. Ход урока I. Орг. момент. Е. Поплянова "Пора начать урок” (пение). Музыкальное приветствие: - Здравствуйте, ребята! - Здравствуйте, Наталья Даниловна. Музыкальное приветствие поётся два раза: сначала в мажоре, а затем в миноре. - А какое приветствие вам больше понравилось, первое или второе? Почему? - В чем заключается разница между этими приветствиями? II. Тема прошлого нашего урока была "Весело - грустно”. Эти настроения в музыке выражают понятия: "лад”, "мажор”, "минор” (таблицы вывешиваются на доску). Повторяем понятия: лад, мажор, минор. Дружбу звуков, говорят, называют словом лад. Светлый мир просторный открыл нам лад мажорный (поём гамму до мажор). Мир в полумрак погружённый лад нарисует минорный (поём гамму ля минор). Проверка д/з. Вам надо было дома раскрасить костюмы персонажей, передать в цвете радостное настроение. Раскройте свои рабочие тетради на стр. 23, посмотрите работы друг у друга. Понравились они вам? Два учащихся защищают свою работу. Перед вами лежат листочки с новым домашним заданием. Положите их в ежедневники. Задания будут похожи на те, что мы будем делать сегодня в классе. Д/з: выполнить одно из заданий по выбору: а) придумай свой ритм и сочини к нему мелодию в определённом настроении; б) сочини стихотворение и к нему мелодию в определённом настроении; в) нарисуй рисунок в определённом настроении. На этом уроке мы продолжаем работать над темой "Весело - грустно”. Но если на прошлом уроке мы слушали произведения, сочинённые композиторами, то сегодня мы сами будем сочинять, творить, придумывать, фантазировать, читать стихотворения, всматриваться в картину. И всё это для того, чтобы понять, что мажор и минор являются важным средством выражения различных настроений. Это и является целью нашего урока. Но сначала давайте вспомним, с какими композиторами мы совершали музыкальную прогулку, и какие слушали произведения на прошлом уроке? На доске запись этих произведений (в таблицах):
- Какие чувства, настроения выражены в этих произведениях? Определите лад. - Почему произведение Д. Кабалевского называется "Клоуны”, а не "Клоун”? Слушаем произведение. Когда в музыке будет изображён весёлый клоун, мы будем улыбаться, а когда грустный – хмуриться. Ах, какие наши клоуны безобразники! Всё перепутали. Давайте поможем им разобраться, что относится к мажору, а что – к минору (на доске таблицы: мажор, минор, весело, радостно, задорно, ярко, звонко, светло, восторженно, празднично, грустно, печально, жалобно, уныло, горестно, тоскливо, плачевно, темно). К доске вызывается два учащихся. Один подбирает характеристики для мажора, а второй – для минора. В это время со всем классом находим оригинальные эмоциональные характеристики для мажора ("боевая жизнь”, "восход солнца”) и минора ("закат солнца”, "звёзды ведут хоровод”). Затем даём характеристику работы учащихся у доски. III. Если мы понятия "мажор” и "минор” перенесём в нашу повседневную жизнь, то к чему мы должны стремиться: к мажору или минору? Почему? А сейчас я предлагаю вам спеть песни В. Петрушина "Только смеяться”, "Чтобы со мной не случилось”. - Чему нас учат эти песни? - Какой лад соответствует каждой из песен? Почему? Пение сопровождается двигательной импровизацией в соответствии с настроением песни. Какой разный ритм у песен и музыкальных произведений! А мы с вами знаем, что музыкальные звуки различаются по длительности. Существуют долгие по продолжительности ноты (целые, половинные), средние (четверти) и совсем короткие (восьмые и шестнадцатые). Повторяем ритмослогами. На доске запись двух ритмических рисунков (проговариваем ритмослогами и показываем в движении). Если бы вы были композиторами, для какого из ритмов вы написали бы мелодию в мажоре, а для какого – в миноре? Детская импровизация (перед импровизацией пропеть мажорную гамму на слог да, минорную – на ду). Лад, также как и ритм, обладает большой выразительной силой, помогает ярко раскрыть образное содержание произведения, его настроение. Различные эмоциональные настроения, состояния человека могут быть выражены не только в музыкальных сочинениях, но и в словесных, живописных; произведения искусства в целом помогают нам стать лучше и добрее, увидеть, как больно бывает от зла и как оно некрасиво. Я вам прочитаю сейчас два стихотворения ненецкого поэта Леонида Лапцуя "Берёзка” и "Смерть берёзки”. А мы с вами знаем, что берёзка является символом России. Берёзка
Смерть берёзки
- Меняется ли в каждом из стихотворений настроение? - Какое чувство у вас возникло при чтении стихотворений? - Какие строчки из стихотворений вам больше всего запомнились, понравились? - А эти стихотворения чему-то научили вас? На доске вывешиваются два листа цветной бумаги (зелёный и чёрный). Всматриваемся в эти цвета. Какой из цветов соответствует какому настроению и какому стихотворению? Какому ладу? Я прошу встать тех, кому больше понравилось первое стихотворение. Мелодическая импровизация на слово "Берёзка” к этому стихотворению (по желанию). А теперь попрошу встать тех, кому понравилось второе стихотворение. Мелодическая импровизация на слово "Берёзка” к этому стихотворению (по желанию). А сейчас я предлагаю вам вглядеться в картину В.Васнецова "Алёнушка”, "прислушаться” к ней. - Что мы слышим? (Вокруг тишина). - Как изображены на картине девочка, её фигура, глаза? (Она сидит, опустив голову, у неё босые ноги, растрёпанные волосы). - Что хотел автор выразить в картине? (Вспомнить сказку "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”.) - Слушает ли Алёнушка тишину? - Каков смысл этой тишины, настроения девочки? (Она прислушивается, что отзовётся её братец Иванушка, это печальная тишина). - Почему художник изобразил на картине вечер? (Для того, чтобы подчеркнуть усталость Алёнушки, её тревогу: скоро наступит ночь, а она ещё не нашла брата). - Что вы, ребята, чувствуете, когда смотрите на картину? Вам тоже становится грустно или это вас не волнует? - Какое из прослушанных в начале урока музыкальных произведений похоже по настроению с картиной? Какой лад этого произведения? - А хотели бы вы помочь Алёнушке? Действиями мы, конечно же, не можем ей помочь, но зато добрыми словами можем. Подумайте, что бы вы могли сказать Алёнушке, а может даже и спеть. Разыгрывание ситуации Алёнушка и друг (кто-то из учащихся и учитель). У вас на парте лежит конверт с набором вырезанных из цветной бумаги лепестков. Сложите из этих лепестков цветик-семицветик. Загадайте желание для Алёнушки, выберите один из лепестков, соответствующий настроению вашего желания, и дуйте на него, чтобы исполнилось желание. IV. - О чём же мы узнали сегодня на уроке? Мы с вами узнали, что мажор и минор могут передавать определённые настроения. А ведь музыка – это, прежде всего, искусство передачи настроений. Если в музыке есть настроение, значит, в ней есть мысли, и эти мысли находятся в порядке, в согласии, т.е. ? (в ладу). - А как вы думаете, наши встречи с мажором и минором на этом завершаются? Конечно же, нет, потому что на каждом уроке мы слушаем музыкальные произведения, и каждое произведение имеет своё настроение, а значит и лад. В конце урока я предлагаю вам спеть песню "Здравствуй, песенка моя”. - В каком ладу и настроении мы завершили урок? V. Музыкальное прощание. | ||||||
|
Всего комментариев: 0 | |
Меню сайта |
Наш опрос |
Статистика |
Календарь |
Мини-чат |
Архив записей |
Друзья сайта |
|