Бытовые песни русского народа.Рассказы для школьников. - 10 Сентября 2011 - Блог - Музы Стерлитамака
Музы Стерлитамака
Главная » 2011 » Сентябрь » 10 » Бытовые песни русского народа.Рассказы для школьников.
22:49
Бытовые песни русского народа.Рассказы для школьников.

Много разных песен у нашего народа. Былины рассказывают о подвигах во имя счастья и благополучия народа и государства, исторические песни — о прославившихся людях и памятных событиях старины, баллады поражают воображение подробностями жизненной драмы. От всех них отличаются бытовые песни. Их темы — семья, судьба человека, чувства и думы, навеянные повседневной жизнью. Эти песни разнообразны, как труд людей, их обычаи и обряды. Бытовые песни сопровождают человека всю жизнь — от рождения до смерти.

Н. В. Гоголь говорил:
«Под песни рубятся из сосновых бревен избы по всей Руси. Под песни мечутся из рук в руки кирпичи и как грибы вырастают города. Под песни баб пеленается, женится и хоронится русский человек».

«У нас народ, — писал Н. А. Добролюбов, — сопровождает пением все торжественные случаи своей жизни, всякое дело, всякое веселье и печаль».

Еще в колыбели дитя засыпало под байканье («баять» — говорить, заговаривать, шептать) — пела мать, сестра, бабушка или нянька. Ребенок становился больше — его забавляли песнями о сороке-белобоке, петушке, об Иванушке-Иване, у которого ворота крашены, веретья-столбы точены, о кошкином доме. Эти веселые песенки-стишки не только забавляли — они по-своему учили, даже в нушали правила поведения.
Щедрая белобока накормила всех, только один остался без каши, лентяй:

А ты, мал-маленек,
За водицей не ходил,
Дров не носил,
Кашки не варил
.

Человек вырастал, и песня следовала за ним в его семейную жизнь, в его взрослые заботы и веселье. Ни один из праздников не обходился без пения. Новый год встречали с надеждой на доброе житье: чтобы был «двор скота», чтобы водилась «светлая» денежка.
Гадали о грядущей судьбе и пели о курочке, что вырыла «золот перстень», — предвещание замужества; о серебряной щуке — предречение богатства; о снаряженных санях — об отъезде в дальнюю дорогу.
На веселой масленице звучали песни и о самом празднике; масленицу называли ласково: «перепелочкой», «касаточкой», величали — «честная, широкая масленица».
Весну встречали песенными закличками (от слова «закликать» —  призывать) о жаворонках, кулике, пчелах. Представляли себе весну «дорогой гостьей», которая приехала на сохе и бороне.
Когда сходил снег и на березах распускались листья, водили хороводы и в песнях упоминали густую листву: хотели, чтобы такой же густой была и пшеница.
Пением облегчали тяжелый труд в поле. Недаром говорилось: «Беседа дорогу коротает, а песня — работу».
Благодаря песне уже в юности человек приучался по-особому смотреть на мир, замечать прекрасное: затуманенное красное солнце, ветер, который клонит к земле березу, темную ночь и ясные звезды в небе.

Даже в обыденную речь проникали песенные образы. Пожилая женщина в северной деревне и теперь еще при встрече назовет парня «ясным соколом», а девушку — «белой лебедью».
Собирался ли молодец жениться, и его свадьба, начиная от сватовства до так называемых «отводин», когда молодые после пира спустя время навещали тестя и тещу, вся сопровождалась пением.
Горько причитывала на свадьбе невеста. Она плакала и тогда, когда с охотой, никем не принуждаемая шла замуж. Таким был обычай, и нарушать его было нельзя: обидятся родители да и соседи станут говорить — мол, дочь мало любила родной дом.
В семейных песнях пели о домашних неурядицах, несчастьях и редко — совсем редко — о счастье. Перед нами встают картины старинного житья-бытья. Люди делились заветными мыслями о том, что составляет истинную ценность человеческих отношений, объясняли, почему надо считаться с сердечными влечениями человека.
Тяжкую скорбь по безвременно умиравшем близкие выражали в похоронных причитаниях. Столь же скорбными были песни о вдовьей и сиротской доле.
К этим песням больше всего относятся слова пословицы: «Песня —  правда».

Отлетела моя матушка,
Оставила меня жить в горюшке!
Как я без тебя буду жить,
Я еще молодешенькая
… —

плакала сирота.
Страшное горе приносила народу рекрутчина — набор в солдаты. В старину служили двадцать пять лет: уходили молодые — приходили старые. При проводах рекрутов запевали особые песни и причитали, как на похоронах: проклинали царских чиновников, «великим несчастьицем» называли службу.

Как, однако, ни была тяжела жизнь, оставалась неистребимой шутка. В песнях смеялись над незадачливыми людьми, над неумелыми работниками. Юмор шуточных песен неистощим. Нарочито серьезно оплакивается смерть комара: свалился он с осинки, и долгие ноги «большеглазенького» не входят в  скорлупку-гроб. Рассказывается о спесивой сове — рассердилась на воробья: отдавил ножку.
Ведется рассказ о Дуне-тонкопряхе: ткет холст, а люди думают — рогожу. Шуточные песни не обижали — они учили.
В старинных песнях народа встречаются теперь малопонятные, а порой и совсем непонятные слова, как в припеве «Ой, дидо, ой ладо!».
Даже целая прибаутка сделалась припевом:

Шары, бары, растабары,
Белы снеги выпадали,
Серы зайцы выбегали,
Охотнички выезжали,
Красну девку испугали:
— Ты, девица, стой,
Красавица, пой
!

Просмотров: 1057 | Добавил: Ele | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 377
Статистика
Календарь
«  Сентябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Мини-чат
200
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz