Музы Стерлитамака

ПУБЛИЧНАЯ ЛЕКЦИЯ.

представлена на конкурс "Учитель года-Башкортостана2011"

Учителем музыки МАОУ"СОШ№26"

Лосевой Еленой Вячеславовнай

 

Через музыку проникнуть в душу! 

Через музыку понять себя!

Сердцем красоту ты должен  слушать –

Истину откроешь для себя!

 

     В этот апрельский солнечный день, когда с приходом весны все пробуждается: ярче светит солнце, журчат ручьи, набухают почки на деревьях, в жизни каждого человека на  земле появляется надежда на  лучшее. В этот день хочется, и говорить о возвышенном.

     Поговорим сегодня  о музыке, её ценностях, о способности пробуждать разные чувства, эмоции: и горести и печали, и радостные, дарующие силу жить, верить, надеяться и творит.

О, Музыка, в час  скорби и печали
Ты мне  врачуешь боль сердечных мук,
Уносишь мысль в неведомые дали,
Когда услышу твой волшебный звук…
Когда услышу голос арфы нежной,
Я в упоенье в облаках парю,

За этот дар, за этот мир безбрежный,
О, Музыка, тебя благодарю!

 

Люди издревле обдумывали секрет воздействия музыки на человека, удивлялись могуществам мелодий. Ритуальные песнопения сопровождали праздники людей: рождение, свадьбу, приход весны, молили о дожде, о прекращении воин.

         Вспомним миф об Орионе, легендарном певце, спасенном дельфинами.  «Орион же облачась в полный наряд певца, взял кифару и стоя на кроме  исполнил торжественную песнь». Окончив ее, он как был, во всём наряде кинулся в море. Настолько глубоки, сильны, искренни были звуки, что услышав их, дельфин спас Ориона.

                                                                    

         Не совершал подвигов ,подобных тем, которые  прославили Геракла, и другой герой мифологии Орфей. Но славу ему принесла Музыка! «Ударил по натянутым нитям своего странного лука и исторг звуки, каких никогда не слышал ни один зверь и ни один человек, и услышав эти звуки, «Царственно прошагал лев и лег, склонив огромную Глову на  скрещенные лапы. Рядом с ним замер пугливый олень, закинув ветвистые рога. Тут же пристроился заяц. Деревья привстали, и казалось – вот-вот шагнут навстречу певцу».


В этом и заключена чудесная сила музыки. Именно музыка Орфея примирила царственного льва и пугливого оленя, забыв выработанные веками  страх,        угрозу,         опасность.
 Как бы  хотелось, чтобы люди – вот так – жили в мире и дружбе. 

Невольно возникает вопрос: Какое значение может иметь музыка в жизни          человека?
         Именно она в  годы Великой Отечественной войны вдохновляла на подвиг, была источником нравственной силы людей.
         Писатель Виктор Петрович Асафьев вспоминал: «…в небольшом, разрушенном Польском городе неожиданно в доме раздались звуки органа. И эта музыка разрывала душу, как огонь разрывает дома… она, звуча древним , боевым кличем, звала куда-то, заставляла что-то делать, чтобы поутихли эти пожары, чтобы люди не  жались к развалинам, чтобы зашли они под крыши в свой дом, к  близким и любимым, чтобы небо, вечное наше небо не подбрасывало  взрывами!».
         Как много значит музыка для людей! Когда мы радуемся – она с  нами, и как  часто она помогает  нам  в трудную минуту.

         И учитель музыки хочет ,чтобы его ученики учились не только слышать, но и слышать хорошую музыку, сопереживая, радуясь, испытывая разные эмоциональные чувства.

Музыка способна нести не только радость, любовь, сострадание, доброту, но и вызывать агрессию, злобу, ненависть. В Древней Греции Платон и Аристотель, смешивая различные мелодии, развивали светлые стороны личности человека и уменьшали влияние тёмных. В Древнем Китае считалось, что фальшивые звуки возбуждают злые чувства и свидетельствуют о расстройстве дел в государстве. "Когда музыка пуста и порочна,- писал китайский философ того времени Сюнь Цзы, — народ распущен и ленив, дик и достоин презрения. Когда народ распущен и ленив, возникают беспорядки, слабеет армия, становятся хрупкими стены и враги угрожают Поднебесной".

Идея о способности музыки воздействовать на нравы не только в благоприятном направлении не должна быть забыта. Таким образом, формируя у ребёнка хороший вкус, мы воспитываем его нравственно.

                                                                           

Во время слушания, на уроках музыки, я часто наблюдаю, как меняются лица детей. Однажды на уроке мы слушали «Лебедя», из музыкального цикла Сен-Санса «Карнавал животных». В классе наступила такая тишина, что было слышно дыхание детей, их глаза погрустнели, и я услышала шепот, «мне кажется, он умер…», в глазах ребёнка были слёзы. Слушая музыку, пытаясь выразить чувства, иногда немного выдумывая, дети учатся доброте, душевной тонкости. Ведь музыка развивает эмоциональную чуткость, способность сострадания чужому горю, несчастью.

                                                                                                                                                    

Не зная современных уроков музыки, не понимая их значения, многие до сих пор считают, что предмет «Музыка» - второстепенный и не обязательный предмет. Тем более, что для способных и одарённых детей существуют музыкальные школы. Но почему же музыкой – этим чудесным созданием человеческого гения, без которого не может прожить ни физик, ни историк, ни математик, ни человек любой профессии – должны заниматься только избранные и одарённые дети? Ответ очевиден – общее музыкальное воспитание и образование должно распространяться абсолютно на всех детей.

Да, ум можно развить на уроках физики, математики, но где же развить эмоции, душу и сердце?…

Музыка – симфония души, язык души. Музыка – универсальный ключ к сердцам человечества. Уважаемые коллеги, мы должны возвратить всем нашим детям Искусство в его истинном значении созидателя и целителя человеческих душ!!!

В душе каждого ребёнка есть искорка любви к прекрасному. От нас зависит, чтобы она не погасла, а разгорелась ярким пламенем, освещая и согревая жизнь растущего человека.   

                                                                                                                        

Об этом хорошо написала поэтесса Н. Грудина:

"...Музыка - лукавая работа,

Чтобы людям сердце взволновать,

Мало пьесу выучить по нотам,

Надо научиться колдовать...

« ….Звенит звонок. Звучат первые аккорды фортепиано. Я открываю моим ученикам  новый мир, в который они приходят начало недоверчиво, а затем целиком погружаясь в  чарующие звуки. Я вглядываюсь в их глаза : отражают ли они  те  чувства, которые  я хочу им передать?...

Урок  закончен. Смущенно и робко встают мои ученики со своих мест. Надеюсь, что  каждый  из них стал не много добрее  и терпимее…!»




                                                                               Влияние музыки на развитие интеллектуальных способностей учащихся
"Все виды искусств служат наивеличайшему из искусств –
искусству ЖИТЬ НА ЗЕМЛЕ"
Бертольт Брехт



Нередко в школе я слышу пренебрежительные высказывания о музыке, вроде таких: «Что там, на музыке, пой, да пой себе!». Но люди, которые думают, что на музыке мы только поём, очень сильно ошибаются. Главное, что мы делаем – воспитываем культуру. Если вы хотите точно знать, как воспитан тот или другой ученик, зайдите на урок музыки. Там они «настоящие», так как не боятся, что им поставят двойку, ведь сдавать ЕГЭ по этому предмету не нужно! Дорогого стоит, когда ребенок с девиантным поведением вдруг превращается в задумчивого, а после урока подходит, просит диск, чтоб посмотреть и послушать дома, показать родителям. Об этих «маленьких» радостях можно говорить бесконечно. Тем более, что тема нашего педсовета напрямую связана с тем, каких людей мы выпускаем в жизнь. Хочу перефразировать известные строки Некрасова «Музыкантом можешь ты не быть, но человеком быть обязан!»

Именно так я думаю о предназначении своего предмета в общеобразовательной школе. Но недавно наткнулась на мысли и исследования известных людей, которые заставили меня с ещё большим уважением относиться к моей любимой музыке.  Итак, тема моего доклада – «Влияние музыки на развитие интеллектуальных способностей учащихся».

Начну издалека.

Искусство и музыка старше науки, и даже старше мышления. Человеческий мозг формировался тогда, когда человек покрывал стены пещер своими рисунками, слагал стихи и пел песни. Только потом через многие столетия этот же самый мозг вычислил ход планет, проник в тайны вещества и познал тайны эволюции живой природы.

Человек музицировал еще тогда, когда не умел измерять и вычислять, когда не умел обрабатывать землю и не умел строить. Цивилизация признала выдающуюся роль музыки в становлении человеческого мышления. Древние греки говорили о гармонии небесных сфер, считая, что в космосе звучит музыка и выражает его законы. Древние китайцы считали музыку формулой мира, в европейском средневековье музыка наряду с геометрией и астрономией входила в число наук. Музыку человечество считало частью мышления и в некоторой степени его источником. Музыка и мысль неразделимы: вторая явилась из первой  и нет ничего правильней,  чем,   развивая  умственные способности школьника, обратиться  к музыкальным истокам.

Исследования, выполненные в разных странах, показывают благотворное влияние музыки на интеллектуальный рост детей. Эффективность музыкального воздействия на человека в детском возрасте, объясняется той связью, которая на протяжении всего процесса  эволюции человека установилась между музыкальным искусством и мозгом.

Как известно, левое полушарие отвечает за логику, речь, классификацию, операции с числами, планирование, анализ. Правое – за чувство ритма, воображение, фантазии, цветовые ощущения, пространственную ориентацию. Можно выразиться так, что левое полушарие – "технарь”, а правое – "гуманитарий”.

Как правило, в зависимости от рода деятельности у нас доминирует какое-то одно из них. Например, при учебе – левое, а при чтении художественной литературы или прослушивании музыки – правое.

В то же время у гениев независимо от вида деятельности оба полушария работают синхронно, что многократно увеличивает потенциал мозга и, соответственно, продуктивность умственной деятельности.

Доказано, что синхронизация работы левого и правого полушария мозга – первый шаг на пути к гениальности.

И музыка в этом плане занимает одну из ведущих ролей. Доказано, что прослушивание специально подобранной музыки во время занятий или работы может существенно помочь достижению успешного результата. Я говорю о той музыке, которая подымает человеческий дух и разум. И это не эмоции, а конкретно подтвержденные факты, наблюдения и исследования.

В Калифорнийском университете был поставлен эксперимент, описанный в  бpитанском наyчном жypнале "Пpиpода". Группам давали одно и то же задание, связанное с пространственным воображением.

Первая группа работала "под Моцарта", вторая - в полной тишине, а третья - под популярную музыку.

Результат выполнения тестов таков: "моцартовцы" - 62%, "тихушники" - 14%, "попса" - 11%. Красноречиво…

Тесты, проведенные в университете штата Айова, показали, что при прослушивании специально подобранной музыки обучение ускоряется в несколько раз, а качество запоминания улучшается на порядок.

Университет Чикаго. Группа профессоров педагогического факультета университета изучала академическую успеваемость 25000 учащихся в течение 10 лет. Дети учились по расширенной Арт-программе, широко включающей искусство и музыку. Такие программы были включены в ряд обязательных во многих экспериментальных школах Америки, директора которых понимают выдающуюся роль искусства в развитии интеллекта учащихся и освоении необходимых жизненных навыков. Программа называлась «Партнерство Искусства и Образования». Оказалось, что дети экспериментальной группы гораздо лучше успевали по всем школьным предметам и лучше выполняли предложенные тесты, чем дети контрольной группы.

 Для чего я всё это тут рассказываю? По одной причине: хочу найти единомышленников, которые рискнут проводить такие же эксперименты, а в дальнейшем – широко использовать музыку на уроках в нашей школе. Я думаю, мне удалось убедить вас в волшебной силе музыки. Представьте, как бы было замечательно, если бы в нашей школе стало традицией создавать классы эстетического развития, если бы на переменах звучала красивая музыка, если бы звонок на урок не шокировал, а услаждал наш слух, если бы музыку использовали не только на открытых уроках, но и в обычном учебном процессе… Многие скажут: «Ну, ты размечталась!» Но это только малая часть того, что назойливо крутится в моей голове.

Закончить  своё выступление мне бы хотелось словами замечательного музыканта, искусствоведа, эксперта и ведущего нобелевских концертов Михаила Казиника.

"Урок музыки – это высшая форма урока Эстетики и Мировоззрения. Если бы те, кто принимает решения, знали, например, что первый шаг к Нобелевской премии – изучение классической музыки в детстве, наверное бы они изменили своё отношение к ней». Своё обращение по телевидению во время открытия Нобелевского концерта он начинает так: "Если вы хотите, чтобы ваши дети сделали первый шаг к Нобелевской премии, начинайте не с физики и не с химии, начинайте с музыки, ибо в её структурах скрыты все формулы научного мышления!"

                                                                                

                                                                                                                   

 


Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 392
Статистика
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Мини-чат
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz