Музы Стерлитамака
Главная » 2011 » Сентябрь » 10 » Рояль. Беседа о музыке.
20:26
Рояль. Беседа о музыке.
roaylДавайте о нем и поговорим.

Вот он стоит на эстраде. Большой, блестящий.., великолепный. Его имя «рояль» в переводе на русский язык означает «королевский» (от французского слова гоi (руа) —«король»). В его черную полированную поверхность можно смотреться, как в зеркало. Тронешь пальцем прохладную гладкую клавишу—и рояль отзовется чистой и звонкой, постепенно замирающей нотой. Нажмешь ногой педаль — звук тянется, нота звучит дольше. Верхние клавиши откликаются тоненько и нежно, нижние гудят как колокол.
На рояле можно сыграть и грустную, протяжную мелодию, и быстрый, стремительный танец. Можно играть плавно, как бы переливая один звук в другой, а можно играть каждую нотку отдельно, отрывисто. Можно нажать сразу несколько клавиш, например: три или четыре клавиши через одну, — получится аккорд, а если сыграть их плавно, по отдельности, — арпеджио, как на арфе. Звук может быть и очень громким, и очень тихим, недаром второе имя рояля — «фортепьяно» — по-итальянски означает «громко-тихо».

И вот этот самый рояль, король всех музыкальных инструментов, красивый, сложный, большой, у музыкантов называется клавишным ударным инструментом.
Странно: барабан, тарелки, пусть даже более хитро устроенный ксилофон и вдруг — рояль! Как же так?

Откроем верхнюю крышку рояля, ту, которую поднимают на концертах, когда играет пианист (это делается для того, чтобы звук был громче), закрепим поднятую крышку специальной подпоркой и заглянем внутрь.
Ого! Сколько струн! Какой же это ударный инструмент, если у него струны? Но посмотрите, под струнами длинный ряд деревянных молоточков с мягкими подушечками на концах. Нажали клавишу — молоточек подскочил и ударил по струне, а над струной поднялся черненький демпфер-глушитель. Молоточек заставил струну колебаться и, значит, звучать, а демпфер отпустил этот звук на волю. Отняли палец от клавиши — опустился демпфер и остановил струну, — звук затих.

Итак, палец ударяет клавишу, клавиша поднимает молоточек, а молоточек ударяет струну. Совсем так же, как каменная колотушка—каменный брус литофона, как деревянный молоточек—металлическую пластинку детских цимбал. Но на этом, пожалуй, и кончается сходство рояля с семейством ударных. Клавиши у него, как у органа, струны, как на скрипке или виолончели, а звучит он куда разнообразнее и выразительнее, чем любой из этих инструментов.

Рояль — один из немногих музыкальных инструментов, выступающих самостоятельно, без аккомпанемента. Это инструмент достаточно выразительный, а главное — многоголосный, то есть на нем можно сразу сыграть несколько мелодий или мелодию и аккомпанемент одновременно.
Приходилось ли вам слышать когда-нибудь песню Шуберта «В путь»? В этой песне юноша прощается со своим хозяином—мельником. Юноша уходит странствовать по свету, уходит туда, куда ведет его весело бегущий ручей.
Певец, изображая юношу, героя песни, поет чудесную, простую и очень светлую мелодию. А в аккомпанементе мы слышим пляску мельничных жерновов и легкий, журчащий бег веселого ручья.
Еще одна песня Шуберта«Форель». Простая и бесконечно обаятельная мелодия, а в аккомпанементе будто переливаются, одна в другую журчащие нотки- то ли капельки воды искрятся на солнце, то ли форель сверкает своими перламутровыми чешуйками.

Иногда рояль сопровождает пение простыми аккордами или арпеджиями, иногда рисует целые картины, будто досказывает то, о чем не может достаточно полно рассказать мелодия.
Но как бы выразительно и интересно ни звучал рояль-аккомпаниатор, он все-таки подчиняется солисту, словно прислушивается к нему и, когда нужно, скромно отступает на второй план.
Другое дело, когда рояль остается один. Тогда под руками пианиста раскрываются его настоящие возможности. Звуки рояля заполняют весь зал, и целый вечер мы слушаем одно за другим замечательные музыкальные произведения, написанные только для рояля. Трудно назвать композитора, который не писал бы фортепьянной музыки. Для рояля писали Бетховен и Моцарт, Чайковский и Глинка, Рахманинов и Прокофьев. Все творчество Фридерика Шопена посвящено роялю. Замечательный пианист и композитор Антон Рубинштейн говорил о Шопене: «Это — душа фортепьяно».

В музыке Шопена действительно поет сама душа. Музыка рассказывает о глубокой и неизменной тоске композитора, оторванного с самых юных лет от родной страны, угнетенной и борющейся за свою свободу; о большой и верной любви композитора к своей родине — Польше.
Творчество Шопена всегда неразрывно связано с чудесной природой Польши, с ее народными напевами и танцами. Они слышатся в гордых сверкающих полонезах; в изящных вальсах; в мазурках, иногда задорных и будто созданных для танца, а временами скорбных и задумчивых.
И все это богатство красок и звуков, все порывы мятежного сердца Шопена передает рояль. Он то поет вдохновенно и нежно; то гудит торжественными и мощными аккордами; то вдруг стремительный, неистовый каскад звуков обрушивается на зал и снова стихает, уступая место новым чудесным мелодиям.

Совсем не похож, на Шопена другой композитор, который тоже очень много писал для рояля, — Ференц Лист.
Музыка Листа в основном нарядная, блестящая. С виртуозными пассажами, сложнейшими аккордами и стремительными темпами многих фортепьянных пьес Листа могут справляться только очень хорошо тренированные пальцы пианиста-виртуоза. Порой рояль у Листа звучит как оркестр — так же мощно и величественно, так же красочно и ярко.
Конечно, в фортепьянной музыке Листа есть и поэтичные, лирические страницы, когда рояль поет ласково и мягко, когда тихо переливаются звуки, напоминая журчание ручья, или плывет красивая мелодия, рассказывая о счастье, о тихой радости. Но виртуозность, стремительность, яркость—это самые отличительные свойства фортепьянной музыки Листа. Именно по таким произведениям легче всего узнать этого композитора.

Сколько произведений написано для рояля,— от небольших, легких для исполнения пьес до сложных, глубоких фортепьянных сонат!
Знаменитая «Аппассионата» Бетховена — большое многочастное произведение, в котором каждый такт музыки пронизан неукротимым вольнолюбием, революционной страстностью. За эту мятежную страстность, за подлинную революционность, гражданственность музыки «Аппассионату» Бетховена очень любил Ленин.

«Времена года» Чайковского! Двенадцать великолепных музыкальных картин по числу месяцев в году. Эти картины русской природы так выразительны, что, слушая их, невольно представляешь себе чудесные полотна русских художников-пейзажистов Левитана и Поленова, Саврасова и Серова. И снова и снова поражаешься тому, что со всем этим справляется один рояль.

В симфоническом оркестре рояль как равноправный инструмент звучит довольно редко. Если же композиторы его включают в какое – нибудь симфоническое произведение, то в большинстве случаев он поддерживает именно ударную группу четкими, даже суховато звучащими аккордами или пассажами.
Но зато часто рояль и с оркестром выступает как солист. У многих композиторов есть музыкальные произведения, написанные для рояля с оркестром. Одно из таких произведений — пожалуй, самое любимое и знаменитое — Первый концерт для фортепьяно с оркестром Чайковского.
Здесь уже рояль — главное действующее лицо, а симфонический оркестр ему аккомпанирует. Это состязание достойных— рояля и оркестра, пианиста и дирижера.
Музыкальные темы концерта проходят то у оркестра, то у рояля, изменяясь, как будто по-разному окрашиваясь. То рояль и оркестр сливаются в одном мощном звучании, а то вдруг затихает оркестр и рассыпаются блестящие, виртуозные пассажи: переливающийся жемчуг | по черному бархату, как говорил когда-то Глинка про игру пианиста Фильда.
Рояль будто спорит с оркестром, доказывает что-то, в чем-то убеждает, потом подчиняется своему аккомпаниатору, как бы вслушивается в то, что играет оркестр, осторожно поддерживает его и затем снова обрушивается на оркестр, заставляет его замолчать и один властно завладевает залом, наполняя его то грозно гудящими, то нежно льющимися звуками.
И никогда звучание рояля не уступает звучанию оркестра. Оно такое же выразительное, многообразное и сильное.

Блестящая концертная деятельность инструмента-солиста не мешает роялю оставаться скромным тружеником, верным другом и помощником каждого музыканта.
Рояль—самый знакомый и самый необходимый инструмент. Именно на рояле чаще всего, учатся играть с детских лет; от первых робких упражнений и легких пьесок из «Детского альбома» Чайковского до сложных многочастных сонат Бетховена и Моцарта.
Очень часто можно встретить людей самых разных профессий, которые неплохо играют на рояле, так как учились этому в детстве.

Рояль — непосредственный участник ваших уроков пения, спортивных занятий, школьных вечеров.
Когда в музыкальных театрах приступают к постановке нового спектакля, то вначале певцы-солисты, хор, артисты балета разучивают и репетируют свои партии под рояль, и только тогда, когда все уже выучено, приступают к репетициям с оркестром.
Ежедневные упражнения певцов тоже сопровождает рояль. Каждый певец должен уметь играть на рояле, да и не только певец. В музыкальных школах, училищах, в консерваториях все учащиеся, студенты всех факультетов обязательно занимаются по классу фортепьяно. Будущие дирижеры, скрипачи, валторнисты, музыковеды — все должны уметь играть на рояле.
Даже создавая симфонические произведения, композиторы чаще всего пишут их за роялем и как бы для рояля. Только потом перекладывают для оркестра, «оркеструют». Правда, они слышат внутренним слухом, как будет звучать эта музыка в оркестре, но ведь сразу проверить этого они не могут, — невозможно же с каждым небольшим отрывком музыки бежать в залы филармоний или консерваторий и просить оркестрантов сыграть написанное.
Вот рояль и заменяет композитору весь .оркестр. На нем можно сыграть одновременно очень много нот — только бы пальцев хватило. Ну, а если не хватает, то можно записать музыку для четырех рук или для восьми, на двух роялях. Второго пианиста и второй рояль все же легче найти, чем целый оркестр.

Много дел и обязанностей у рояля, и со всеми он справляется прекрасно. Разве только когда к нему относятся без должного уважения, — рояль отказывается служить.
Грустно бывает видеть в каком-нибудь школьном или клубном зале потускневший, потрескавшийся рояль, с темными, поломанными клавишами (кто-то сорвал с них белые блестящие пластинки). Звук у него дребезжащий и даже жалобный, а многие струны и совсем не отзываются. ..

Да, друзья мои, так пока еще бывает. Есть еще люди, которые не берегут, не ценят рояль. Зачем он им? Они ведь «не любят музыки».

Г. Левашева (Отрывок из книги "Поговорим о музыке”)

Просмотров: 1331 | Добавил: Ele | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 392
Статистика
Календарь
«  Сентябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Мини-чат
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz