23:51 Урок музыки в 7 классе "Образ тишины в произведениях искусства" |
Урок музыки в 7 классе
Тема: «Образ тишины в произведениях искусства»
(с использованием мультимедийной установки)
Данный урок музыки для учащихся 7 класса
разработан на основе программы «Музыка (авторы Т.И. Науменко, В.В.
Алеев)
Урок проектировался с учётом тех умений и
способов действий, которые детям уже знакомы: музыкальные приветствия
,имеют опыт эмоционального ощущения различного характера.
На предыдущем уроке прослушали «Прелюдию» С.В.
Рахманинова и узнали что в музыке есть различные музыкальные образы –
лирические, драматические, эпические.
Цель
урока: - формирование эмоционально осознанного
восприятия музыкального образа тишины на примере музыки С.Рахманинова
Вокализ (в исполнении ансамбля скрипаче; С. Рахманинова. Второй концерт
для фортепиано с оркестром (II часть); Ф.Шопена Этюд №12, Прелюдия №7;
З.Левина. Незабудка; Е.Дога. Песня следопытов; картин В.Васнецова.
Родина: А. Куинджи. Утро на Днепре: Дубовского. Притихло; стихотворений
А.Фета. «Есть в осени первоначальной...»; Есенина «Пороша; Ф.Тютчева.
«Чародейкою Зимою...»; М Исаковского «Попрощаться с теплым летом...»
А.Пришельца. «Поле». - выявление средств выразительности разных видов
искусств (литературного, музыкального и изобразительного) в создании
единого образа.
Тип
урока: Изучение нового материала
Задачи
урока:
1.Образовательные:
а) продолжать обучать учащихся сравнивать и
сопоставлять поэзию, музыку и изобразительность.
2.
Развивающие:
а) дальнейшее развитие слушательской культуры,
б) продолжать развивать активное, прочувствованное,
осознанное восприятие учащимися музыки, поэзии, изобразительного
искусства,
в) развивать навыки кантиленного пения.
3.Воспитательные:
а) вызвать интерес к творчеству композиторов,
художников, поэтов. Методы и приёмы: Словесный (беседа, объяснение)
Наглядный (портреты, иллюстрации) Слушание музыки Пение
Наглядность:
Портреты С. Рахманинова, Ф. Шопена Иллюстрации
Прогнозируемый
результат:
понятия: лирический образ способы действий: слушание
музыки. суждения: личностное отношение к музыке
Сценарий урока:
Вход детей в класс.
Звучит «Вокализ» С.Рахманинова.
У. Согласитесь, удивительно красивая
музыка встретила вас. Как вы думаете, с чего начинается музыка?
Д. С ноток. Скрипичного ключа,
мелодии... С тишины!
У. Действительно, представьте —
ничего нет (прислушиваются к тишине в классе). Мир полон ожидания. И
вдруг (Учитель напевает мелодию «Вокализа».) - запели скрипки, запел
голос... А как вы думаете, ребята, можно ли средствами искусства
создать образ тишины?
Д. (неуверенно). Да, наверное,
можно... У. Попробуйте жестом, позой, движением рук, головы, корпуса
сказать: «Это тишина». (Некоторые ребята подносят указательный палец к
губам.)
У. Э, нет! Это знак молчания. А нам
нужен художественный образ — движение рук, прикосновение. (Дети ищут
пластический образ-интонацию.)
У. Какое движение обрели ваши руки,
голова, корпус?
Д. Плавное, нежное, мягкое,
скользящее, убаюкивающее.
У. Какое внутреннее состояние вы
вложили в свое движение, когда создавали образ тишины и покоя?
Д. Доброе, нежное, спокойное дыхание,
что-то светлое...
У. Вы слышали когда-нибудь такое
слово «умиротворение»?
Д. Да. Знакомое слово.
У. А что выражает это слово?
Д. Что-то доброе, красивое,
спокойное.
У. Вслушайтесь в это слово —
«у-миро-о-творе-е-ние». Певучее слово, правда? А какие в нем
слова-корни?
Д. Мир, творение.
У. Творить мир, правильно. А что
такое «мир»? Как вы понимаете это слово?
Д. Мир — это вокруг нас, наша
планета. Мир — когда нет войны.
У. И еще «мир» в старом русском
понимании означает «люди», «народ». А может это слово относиться к душе
человека?
Д. Да, конечно. Это когда на душе
человека спокойно, светло, когда он сделает что-то красивое, доброе.
У. Вот видите, какой глубокий смысл в
слове «умиротворение». А поначалу казалось — всего лишь «тишина».
У. А теперь представьте себе, что вы — художники. Как
вы изобразите образ тишины на картине?
Д. Наверное, краски будут особые...
У. Напряженные, яркие или полутона,
полутени?
Д. Светлые, мягкие, прозрачные,
нежные.
У. А линии? Повторятся ли в картине
линии ваших рук, воплотивших образ тишины?
Д. Да, линии тоже будут плавными,
полукруглыми или волнистыми.
У. Угловатые, изломанные — подойдут?
Д. Нет, нет. Не подойдут даже те,
которые идут сверху вниз, нужны вот такие... (Показывают горизонталь.)
У. А нет ли у вас на памяти поэтического образа тишины? Вы за эти полгода столько стихов выучили — Есенина, Никитина, Пушкина, Тютчева. Кто вспомнит строчки, где бы звучала тишина? Дети читают стихи: ...Ветерок колосья Осторожно тронет Будто вдруг погладит Ласковой ладонью. Ветерку приятно Колосков касаться. Тихо-тихо шепчет: «Хороши красавцы!»
А.Пришелец Слышны звоны Под копытом на снегу. Только серые вороны Расшумелись на лугу. Заколдован невидимкой Дремлет лес под сказку сна. Словно белою косынкой Подвязалася сосна. С.Есенин . ..Гаснет
день. За косогором Разливается закат. Звонкий месяц выйдет скоро Погулять по крышам хат. Скоро звезды тихим светом Упадут на дно реки. Я прощаюсь с теплым летом Без печали и тоски... М.Исаковский Чародейкою
Зимою Околдован лес стоит, И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит Ф.Тютчев На севере диком Стоит одиноко На голой вершине сосна. И дремлет, качаясь, И снегом сыпучим Одета, как ризой, она... М.Лермонтов У. Вы подобрали замечательные стихи. В
каждом из них, действительно, звучит тишина. Сегодня я хочу предложить
вам всмотреться в удивительные картины художников XIX века — «Родина»
В.Васнецова, «Утро на Днепре» А.Куинджи и «Притихло» Н.Дубовского.
Вглядитесь в них, я разрешаю к ним подойти. Но только помните
-сохраняем атмосферу музея или картинной галереи.(слайд №1,2,3) (Пока
ребята рассматривают репродукции с картин - звучит фрагмент II части
Второго концерта для фортепиано с оркестром С.Рахманинова.)
У. Скажите, ребята, что объединяет,
роднит эти полотна?
Д. Природа.
У. Как называются картины, на
которых изображена природа? Это какой жанр живописи?
Д. Пейзаж.
У. А можете сказать, какое состояние
сближает эти картины?
Д. Все тихо! Образ тишины.
У. А одинаковая ли здесь тишина? С
одинаковой ли интонацией звучит она в картинах? (Читает стихотворение
Н.Рыленкова «Все в тающей дымке...») Здесь мало увидеть, Здесь надо
вглядеться, Чтоб ясной любовью Наполнилось сердце. Здесь мало услышать,
Тут вслушаться нужно, Чтоб в сердце созвучья Нахлынули дружно... И
каковы же эти созвучья?
Д. В картине Куинджи тишина звучит
светло, нежно, прозрачно.
У. Как это удалось художнику?
Д. Над рекой туман, но он золотистый
от солнечных лучей, река в прозрачной дымке. Полевые цветы нежные,
трогательные. Линия реки очень плавная. И линия горизонта сливается с
небом.
У. А в картине Васнецова? Там ведь
тоже небо, простор полей, горизонт, та же тишина.
Д. И да, и нет. Здесь краски более
темные, от облаков падает тень, избы серые, и мелодия картины здесь
печальная, немного тоскливая.
У. Что же за интонацию вы слышите в
картине Дубовского?
Д. Здесь совсем другая интонация,
другая тишина — скоро будет гроза. Туча мрачная, тяжелая.
У. Как вы думаете, почему художник
назвал картину «Притихло», а не «Тихо»?
Д. В самом слове «притихло»
чувствуется ожидание чего-то страшного, грозного.
У. А есть ли контраст в этой
картине?
Д. Есть. Туча нависла мрачная,
грозовая, а озеро спокойное, гладь — как зеркало, не шелохнется.
У. Мы говорим, что контраст всегда вносит в музыку, в
картину или в поэтические строки момент напряженности. Так ли это?
Д. Здесь тоже ощущается напряженная
тишина.
У. Вы помните музыку, которая
звучала в классе, когда вы рассматривали картины? Я вам хочу ее еще
раз напомнить. (Звучит небольшой фрагмент Концерта С.Рахманинова.)
У. Как вы чувствуете, какой из этих
картин она созвучна, близка по интонации, по внутреннему состоянию, да и
по средствам выразительности? Д. Картине «Утро» Куинджи. Она такая же
светлая, прозрачная. Фортепиано звучало хрупко, напевно, как-то очень
чисто.
Д. А мне кажется, эта музыка созвучна
картине Васнецова «Родина». В этой музыке такая же широта, простор,
небо бескрайнее. И еще это грустная, печальная музыка.
У. Но есть еще одно важное свойство
этой музыки! Мы можем почувствовать национальную интонацию,
национальный характер музыки? Что напоминает вам эта музыка? (Учитель
напевает мелодию флейты из Концерта.)
Д. Русскую песню, протяжную, немного
печальную.
У. Написал эту музыку человек,
который бесконечно любил Россию. Имя его — Сергей Васильевич
Рахманинов.(сайд №6) Именно России посвятил он все лучшее, что создал в
музыке. Россия пела в его мелодиях. Мне бы хотелось, чтобы именно это
свойство музыки Рахманинова вам запомнилось. Ведь сегодня мы продолжаем
свое знакомство с музыкой этого русского композитора. А слышите ли вы
эту русскую песенную интонацию в картине Васнецова?
Д. Да. Перед нами русская природа,
родные поля, стога, деревенские избы, церквушка вдали, что-то очень
близкое.
У. И очень родное, что словами не
объяснишь. Художник удивительно тонко почувствовал и нам передал «всю
прелесть застенчивой русской природы». Кстати, почему поэт Н.Рыленков
назвал русскую природу «застенчивой»? Какой смысл, какую интонацию он
хотел подчеркнуть?
Д. Негромкую, неяркую, но очень
русскую.
У. Такую милую сердцу. А вы обратили
внимание на название картины?
Д. «Родина».
У. Не «поле», не «стога», не «степь», а просто —
Родина. Так глубоко и торжественно — Родина! Разве это только о
природе?
Д. Нет, эта картина — как песня о
любви к родной земле.
У. Так что же сближает картину
Васнецова и музыку Рахманинова?
Д. Любовь к России, интонация
русской, протяжной, светлой и немного печальной песни.
У. А теперь обратимся к картине
Дубовского «Притихло». Согласитесь, что живопись вызывает у нас
впечатление схваченного, «застывшего» мгновения жизни. Музыка живет,
пока движется, развивается. Обращаясь же к живописной картине, мы
можем сказать: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!» А можно
предугадать развитие интонации в картине? Что потом? Что дальше? Как вы
слышите? А дальше, еще мгновение — и ... Гроза, молния, гром, шторм,
буря.
У. Достаточно ли будет тех же
средств художественной выразительности, чтобы передать состояние грозы,
бури в красках, звуках, слове?
Д. Нет. Они будут другие.
У. Какие? Например, у художника?
Д. Темные краски, резкие линии,
контраст цвета, движение, стремительность, напряженность.
У. А у композитора?
Д. Громкая, яркая динамика,
стремительное движение, быстрый темп, резкая смена мелодических линий,
напряженность, взволнованность.
(Звучит Этюд №12 Ф.Шопена.) А что подсказывает вам
ваше воображение, когда вы слушаете эту музыку? Д. Это
— музыкальный пейзаж. Бушующее море, океан. Гроза в лесу,
раскачивающиеся могучие деревья, летящие грозовые тучи.
У. А буря, гроза — всегда ли это
состояние природы? О какой буре, грозе еще может идти речь?
Д. О буре в душе человека.
У. Когда же это бывает?
Д. Когда человек что-то переживает, плачет, страдает
от горя, негодует.
У. И когда он борется, не сдается... Эта музыка
написана композитором, имя которого вам уже знакомо. Фридерик Шопен.
Прозвучал один из самых известных его этюдов. А можно ли связать образ,
интонацию этого этюда с жизнью композитора, с событиями, которые
вызвали вот такой душевный отклик. Вы помните, Шопен уже рассказал нам о
них в одной из своих Прелюдий. (Звучат первые такты Прелюдии №20.) Д.
Восстание в Варшаве, гибель друзей.
У. Да, известие о кровавых событиях на родине, в
Польше застали Шопена в незнакомом австрийском городке Штутгарте. Здесь
он был один. За окном бушевал осенний ветер, срывая последние листья с
деревьев, ночь плакала нескончаемым дождем... А Шопену казалось, что
его душа рвется туда, где на баррикадах гибли его родные, друзья...
Согласитесь, что природа одарила человека прекрасным свойством —
воображением. Стоило нам развить интонацию тишины (учитель указывает на
картину «Притихло»), как воображение подсказывает нам иные состояния
природы и жизни человека... У. А есть ли у вас в памяти такие
музыкальные произведения, в которых говорится вроде бы только о
природе, создан образ тишины в природе, а на самом деле за этим стоит
человек, его душа?
Д. «Ночь» из балета Р.Щедрина. Вначале думаешь, что
это ночь, бескрайнее поле, звезды. А потом чувствуешь, что это душа
Иванушки восхищается, радуется красоте мира, мерцающим звездам. И в
«Утре» Э.Грига — сердце человека поет о радости жизни, весне и солнце. А
в Арии Сусанина тоже обращение к солнцу, заре. Но там душа Сусанина
страдает. Музыка трагическая и мужественная. «Скворушку» мы пели. Об
осени, о пташке. И еще о разлуке, прощании с родной землей.
У. А я сейчас вспомнила музыку, в которой нет
картины природы, есть только настроение, образ «светлой печали». Но мы с
вами сочиняли под эту музыку пластический этюд, связав его с частичкой
природы, образом малой пташки, — и смысл, образ этой музыки стал ближе,
понятнее. А вы помните?
Д. Да. Это Прелюдия Шопена.
У. Давайте еще раз обратимся к этой музыке — Прелюдии
№7 Шопена и воплотим ее образ в пластике движений, изображая игру с
маленькой птахой. Перелетая с одной руки на другую, она устремляется
вверх (на кульминационном аккорде) и... улетает в чистое светлое небо,
стремясь к родному гнезду. И вслед ей — прощальный взмах руки. (Дети
исполняют пластический этюд.)
У. А эти строки вы помните: Я глядел на незабудку,
(ребята подхватывают) Я глядел всего минутку, Но теперь я долго-долго Не
забуду незабудку... Всего четыре строчки. А что за ними?
Д. Человек. Очень добрый. Он умеет увидеть красоту. И
защитить ее. У него очень отзывчивое сердце.
У. Но это не просто стихи, это — песня. (Исполняют
песню «Незабудка» З.Левиной.) Как вы думаете, композитор создал
«портрет незабудки» или «портрет человека», его настроения И какая же
интонация понадобилась композитору для этой песни?
Д. В этой песне как бы два портрета. Мы видим и
голубую хрупкую незабудку, но в мелодии этой песни - нежной, тихой,
певучей - слышим мелодию человеческого сердца. А еще про незабудку мы
пели в песне «Красные следопыты».
У. А в этой песне такая же интонация? Вспомните слова.
Д. У цветка незабудки Ты спроси про войну. Ты
прислушайся чутко И услышь тишину.
У. О какой тишине говорит поэт В.Некрасов в этих
строчках?
Д. О тишине памяти. Мы должны помнить о тех, кто
отстоял мир, защитил нас. Поэтому и цветок называют «незабудка». В этой
песне интонация строгая, серьезная, хотя и певучая. Но в то же время эта
интонация — героическая. (Ребята исполняют «Песню красных следопытов»
Е.Доги.)
У. Как много музыки звучало у нас сегодня —
Рахманинов, Шопен, Левина, Дога, вспоминали о Глинке, Григе, Щедрине.
Читали замечательные стихи. А какие художники были с нами вместе на
этом уроке — Васнецов, Куинджи, Дубовской! А как вы думаете, зачем мы их
собрали всех вместе в нашем классе? Д. Чтобы поговорить о красоте, о
природе, о душе человека.
У. Так что же объединило их вместе, да и нас с вами
тоже?
Д. Образ тишины.
У. И только?
Д. Мы услышали и поняли, какой разной бывает тишина и
в природе, и в душе человека. Для этого композиторы, поэты и художники
находят разные интонации, разные характеры, разные мелодии.
У. А мне особенно приятно, что сегодня передо мной
были на этом уроке не просто ученики, не просто девочки и мальчики, а
творцы — поэты, художники, композиторы. Потому что вы тоже создавали
этот образ, вам удалось услышать мелодии такой разной тишины, вы
поняли, как много она значит в нашей жизни.
Звучит мелодия II части Второго концерта для
фортепиано с оркестром С.Рахманинова.
Ребята выходят из класса.
|
|
Всего комментариев: 0 | |
Меню сайта |
Наш опрос |
Статистика |
Календарь | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Мини-чат |
Архив записей |
Друзья сайта |
|