Музы Стерлитамака
Главная » 2011 » Октябрь » 22 » Урок музыки в 7 классе "Образ тишины в произведениях искусства"
23:51
Урок музыки в 7 классе "Образ тишины в произведениях искусства"
Урок музыки в 7 классе

Тема: «Образ тишины в произведениях искусства»
(с использованием мультимедийной установки)


 
         Данный урок музыки для учащихся 7 класса разработан на основе программы «Музыка (авторы Т.И. Науменко, В.В. Алеев)
        Урок проектировался с учётом тех умений и способов действий, которые детям уже знакомы: музыкальные приветствия ,имеют опыт эмоционального ощущения различного характера.
        На предыдущем уроке прослушали «Прелюдию» С.В. Рахманинова и узнали что в музыке есть различные музыкальные образы – лирические, драматические, эпические.
 
Цель урока: - формирование эмоционально осознанного восприятия музыкального образа тишины на примере музыки С.Рахманинова Вокализ (в исполнении ансамбля скрипаче; С. Рахманинова. Второй концерт для фортепиа­но с оркестром (II часть); Ф.Шопена Этюд №12, Прелюдия №7; З.Левина. Незабудка; Е.Дога. Песня следопытов; картин В.Васнецова. Родина: А. Куинджи. Утро на Днепре: Дубовского. Притихло; стихотворений А.Фета. «Есть в осени первоначальной...»; Есенина «Пороша; Ф.Тютчева. «Чародейкою Зимою...»; М Исаковского «Попрощаться с теплым летом...» А.Пришельца. «Поле». - выявление средств выразительности разных видов искусств (литературного, музыкального и изобразительного) в создании единого образа.
 
Тип урока: Изучение нового материала
 
 Задачи урока:
1.Образовательные:
а) продолжать обучать учащихся сравнивать и сопоставлять поэзию, музыку и изобразительность.
 
 2. Развивающие:
а) дальнейшее развитие слушательской культуры,
 б) продолжать развивать активное, прочувствованное, осознанное восприятие учащимися музыки, поэзии, изобразительного искусства,
 в) развивать навыки кантиленного пения.
 
3.Воспитательные:
 а) вызвать интерес к творчеству композиторов, художников, поэтов. Методы и приёмы: Словесный (беседа, объяснение) Наглядный (портреты, иллюстрации) Слушание музыки Пение
 
 Наглядность:
Портреты С. Рахманинова, Ф. Шопена Иллюстрации
 
Прогнозируемый результат:
понятия: лирический образ способы действий: слушание музыки. суждения: личностное отношение к музыке
 
Сценарий урока:
 
 Вход детей в класс.
Звучит «Вокализ» С.Рахманинова.
 
 У. Согласитесь, удивительно красивая музыка встретила вас. Как вы думаете, с чего начинается музыка?
 
 Д. С ноток. Скрипичного ключа, мело­дии... С тишины!
 
У. Действительно, представьте — ни­чего нет (прислушиваются к тишине в классе). Мир полон ожидания. И вдруг (Учитель напевает мелодию «Вокали­за».) - запели скрипки, запел голос... А как вы думаете, ребята, можно ли средства­ми искусства создать образ тишины?
 
 Д. (неуверенно). Да, наверное, можно... У. Попробуйте жестом, позой, движе­нием рук, головы, корпуса сказать: «Это тишина». (Некоторые ребята подносят указательный палец к губам.)
 
У. Э, нет! Это знак молчания. А нам ну­жен художественный образ — движение рук, прикосновение. (Дети ищут пласти­ческий образ-интонацию.)
 
 У. Какое движение обрели ваши руки, голова, корпус?
 
Д. Плавное, нежное, мягкое, скользя­щее, убаюкивающее.
 
 У. Какое внутреннее состояние вы вло­жили в свое движение, когда создавали об­раз тишины и покоя?
 
Д. Доброе, нежное, спокойное дыхание, что-то светлое...
 
 У. Вы слышали когда-нибудь такое сло­во «умиротворение»?
 
Д. Да. Знакомое слово.
 
У. А что выражает это слово?
 
 Д. Что-то доброе, красивое, спокойное.
 
 У. Вслушайтесь в это слово — «у-миро-о-творе-е-ние». Певучее слово, правда? А какие в нем слова-корни?
 
Д. Мир, творение.
 
У. Творить мир, правильно. А что такое «мир»? Как вы понимаете это слово?
 
 Д. Мир — это вокруг нас, наша планета. Мир — когда нет войны.
 
У. И еще «мир» в старом русском пони­мании означает «люди», «народ». А может это слово относиться к душе человека?
 
 Д. Да, конечно. Это когда на душе чело­века спокойно, светло, когда он сделает что-то красивое, доброе.
 
 У. Вот видите, какой глубокий смысл в слове «умиротворение». А поначалу казалось — всего лишь «тишина».
 
У. А теперь представьте себе, что вы — художники. Как вы изобразите образ тиши­ны на картине?
 
 Д. Наверное, краски будут особые...
 
 У. Напряженные, яркие или полутона, полутени?
 
 Д. Светлые, мягкие, прозрачные, нежные.
 
У. А линии? Повторятся ли в картине линии ваших рук, воплотивших образ тиши­ны?
 
 Д. Да, линии тоже будут плавными, по­лукруглыми или волнистыми.
 
 У. Угловатые, изломанные — подойдут?
 
 Д. Нет, нет. Не подойдут даже те, кото­рые идут сверху вниз, нужны вот такие... (Показывают горизонталь.)

У. А нет ли у вас на памяти поэтического образа тишины? Вы за эти полгода столько стихов выучили — Есенина, Никитина, Пуш­кина, Тютчева. Кто вспомнит строчки, где бы звучала тишина? Дети читают стихи:
...Ветерок колосья Осторожно тронет
 Будто вдруг погладит Ласковой ладонью.
Ветерку приятно Колосков касаться.
Тихо-тихо шепчет: «Хороши красавцы!»
А.Пришелец
Еду. Тихо.
Слышны звоны Под копытом на снегу.
Только серые вороны Расшумелись на лугу.
 Заколдован невидимкой Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
С.Есенин .
..Гаснет день.
За косогором Разливается закат.
Звонкий месяц выйдет скоро
Погулять по крышам хат.
Скоро звезды тихим светом
Упадут на дно реки.
 Я прощаюсь с теплым летом
 Без печали и тоски...
 М.Исаковский
Чародейкою Зимою
Околдован лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит
Ф.Тютчев


На севере диком
 Стоит одиноко
На голой вершине сосна.
 И дремлет, качаясь,
 И снегом сыпучим
Одета, как ризой, она...
М.Лермонтов
 
У. Вы подобрали замечательные стихи. В каждом из них, действительно, звучит тишина. Сегодня я хочу предложить вам всмотреться в удивительные картины ху­дожников XIX века — «Родина» В.Васне­цова, «Утро на Днепре» А.Куинджи и «При­тихло» Н.Дубовского. Вглядитесь в них, я разрешаю к ним подойти. Но только помни­те -сохраняем атмосферу музея или кар­тинной галереи.(слайд №1,2,3) (Пока ребята рассматривают репро­дукции с картин - звучит фрагмент II части Второго концерта для фортепи­ано с оркестром С.Рахманинова.)
 
У. Скажите, ребята, что объединяет, роднит эти полотна?
 
 Д. Природа.
 
 У. Как называются картины, на которых изображена природа? Это какой жанр жи­вописи?
 
 Д. Пейзаж.
 
У. А можете сказать, какое состояние сближает эти картины?
 
 Д. Все тихо! Образ тишины.
 
У. А одинаковая ли здесь тишина? С оди­наковой ли интонацией звучит она в карти­нах? (Читает стихотворение Н.Рыленкова «Все в тающей дымке...») Здесь мало увидеть, Здесь надо вглядеться, Чтоб ясной любовью Наполнилось сердце. Здесь мало услышать, Тут вслушаться нужно, Чтоб в сердце созвучья Нахлынули дружно... И каковы же эти созвучья?
 
Д. В картине Куинджи тишина звучит светло, нежно, прозрачно.
 
 У. Как это удалось художнику?
 
Д. Над рекой туман, но он золотистый от солнечных лучей, река в прозрачной дым­ке. Полевые цветы нежные, трогательные. Линия реки очень плавная. И линия гори­зонта сливается с небом.
 
 У. А в картине Васнецова? Там ведь тоже небо, простор полей, горизонт, та же тишина.
 
 Д. И да, и нет. Здесь краски более тем­ные, от облаков падает тень, избы серые, и мелодия картины здесь печальная, немно­го тоскливая.
 
У. Что же за интонацию вы слышите в картине Дубовского?
 
Д. Здесь совсем другая интонация, дру­гая тишина — скоро будет гроза. Туча мрач­ная, тяжелая.
 
 У. Как вы думаете, почему художник назвал картину «Притихло», а не «Тихо»?
 
 Д. В самом слове «притихло» чувствует­ся ожидание чего-то страшного, грозного.
 
 У. А есть ли контраст в этой картине?
 
Д. Есть. Туча нависла мрачная, грозо­вая, а озеро спокойное, гладь — как зерка­ло, не шелохнется.
 
У. Мы говорим, что контраст всегда вно­сит в музыку, в картину или в поэтические строки момент напряженности. Так ли это?
 
 Д. Здесь тоже ощущается напряженная тишина.
 
 У. Вы помните музыку, которая звуча­ла в классе, когда вы рассматривали карти­ны? Я вам хочу ее еще раз напомнить. (Звучит небольшой фрагмент Концер­та С.Рахманинова.)
 
 У. Как вы чувствуете, какой из этих кар­тин она созвучна, близка по интонации, по внутреннему состоянию, да и по средствам выразительности? Д. Картине «Утро» Куинджи. Она такая же светлая, прозрачная. Фортепиано звуча­ло хрупко, напевно, как-то очень чисто.
 
Д. А мне кажется, эта музыка созвучна картине Васнецова «Родина». В этой музыке такая же широта, простор, небо бескрайнее. И еще это грустная, печальная музыка.
 
 У. Но есть еще одно важное свойство этой музыки! Мы можем почувствовать нацио­нальную интонацию, национальный характер музыки? Что напоминает вам эта музыка? (Учитель напевает мелодию флейты из Концерта.)
 
Д. Русскую песню, протяжную, немно­го печальную.
 
У. Написал эту музыку человек, кото­рый бесконечно любил Россию. Имя его — Сергей Васильевич Рахманинов.(сайд №6) Именно России посвятил он все лучшее, что создал в музыке. Россия пела в его мелодиях. Мне бы хотелось, чтобы именно это свойство музыки Рахманинова вам запомнилось. Ведь сегодня мы продолжаем свое знакомство с музыкой этого русского композитора. А слышите ли вы эту русскую песенную интонацию в картине Васнецова?
 
 Д. Да. Перед нами русская природа, род­ные поля, стога, деревенские избы, церк­вушка вдали, что-то очень близкое.
 
 У. И очень родное, что словами не объяс­нишь. Художник удивительно тонко почув­ствовал и нам передал «всю прелесть застен­чивой русской природы». Кстати, почему поэт Н.Рыленков назвал русскую природу «застенчивой»? Какой смысл, какую инто­нацию он хотел подчеркнуть?
 
 Д. Негромкую, неяркую, но очень рус­скую.
 
У. Такую милую сердцу. А вы обратили внимание на название картины?
 
Д. «Родина».
 
 У. Не «поле», не «стога», не «степь», а просто — Родина. Так глубоко и торжествен­но — Родина! Разве это только о природе?
 
 Д. Нет, эта картина — как песня о люб­ви к родной земле.
 
 У. Так что же сближает картину Васне­цова и музыку Рахманинова?
 
Д. Любовь к России, интонация русской, протяжной, светлой и немного печальной песни.
 
У. А теперь обратимся к картине Дубовского «Притихло». Согласитесь, что живо­пись вызывает у нас впечатление схвачен­ного, «застывшего» мгновения жизни. Му­зыка живет, пока движется, развивается. Об­ращаясь же к живописной картине, мы мо­жем сказать: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!» А можно предугадать развитие интонации в картине? Что потом? Что дальше? Как вы слышите? А дальше, еще мгновение — и ... Гроза, молния, гром, шторм, буря.
 
 У. Достаточно ли будет тех же средств ху­дожественной выразительности, чтобы передать состояние грозы, бури в красках, звуках, слове?
 
 Д. Нет. Они будут другие.
 
 У. Какие? Например, у художника?
 
 Д. Темные краски, резкие линии, кон­траст цвета, движение, стремительность, на­пряженность.
 
 У. А у композитора?
 
 Д. Громкая, яркая динамика, стремитель­ное движение, быстрый темп, резкая смена мелодических линий, напряженность, взвол­нованность.
 (Звучит Этюд №12 Ф.Шопена.) А что подсказывает вам ваше воображе­ние, когда вы слушаете эту музыку? Д. Это — музыкальный пейзаж. Бушую­щее море, океан. Гроза в лесу, раскачиваю­щиеся могучие деревья, летящие грозовые тучи.
 
 У. А буря, гроза — всегда ли это состоя­ние природы? О какой буре, грозе еще мо­жет идти речь?
 
 Д. О буре в душе человека.
 
У. Когда же это бывает?
 
 Д. Когда человек что-то переживает, пла­чет, страдает от горя, негодует.
 
У. И когда он борется, не сдается... Эта музыка написана композитором, имя кото­рого вам уже знакомо. Фридерик Шопен. Прозвучал один из самых известных его этю­дов. А можно ли связать образ, интонацию этого этюда с жизнью композитора, с собы­тиями, которые вызвали вот такой душевный отклик. Вы помните, Шопен уже рассказал нам о них в одной из своих Прелюдий. (Звучат первые такты Прелюдии №20.) Д. Восстание в Варшаве, гибель друзей.
 
У. Да, известие о кровавых событиях на родине, в Польше застали Шопена в незнакомом австрийском городке Штутгарте. Здесь он был один. За окном бушевал осен­ний ветер, срывая последние листья с де­ревьев, ночь плакала нескончаемым дож­дем... А Шопену казалось, что его душа рвет­ся туда, где на баррикадах гибли его род­ные, друзья... Согласитесь, что природа одарила чело­века прекрасным свойством — воображени­ем. Стоило нам развить интонацию тишины (учитель указывает на картину «При­тихло»), как воображение подсказывает нам иные состояния природы и жизни человека... У. А есть ли у вас в памяти такие музы­кальные произведения, в которых говорит­ся вроде бы только о природе, создан образ тишины в природе, а на самом деле за этим стоит человек, его душа?
 
 Д. «Ночь» из балета Р.Щедрина. Внача­ле думаешь, что это ночь, бескрайнее поле, звезды. А потом чувствуешь, что это душа Иванушки восхищается, радуется красоте мира, мерцающим звездам. И в «Утре» Э.Грига — сердце человека поет о радости жизни, весне и солнце. А в Арии Сусанина тоже обращение к солнцу, заре. Но там душа Сусанина стра­дает. Музыка трагическая и мужественная. «Скворушку» мы пели. Об осени, о пташке. И еще о разлуке, прощании с родной землей.
 
 У. А я сейчас вспомнила музыку, в кото­рой нет картины природы, есть только настро­ение, образ «светлой печали». Но мы с вами сочиняли под эту музыку пластический этюд, связав его с частичкой природы, образом ма­лой пташки, — и смысл, образ этой музыки стал ближе, понятнее. А вы помните?
 
 Д. Да. Это Прелюдия Шопена.
 
У. Давайте еще раз обратимся к этой му­зыке — Прелюдии №7 Шопена и воплотим ее образ в пластике движений, изображая игру с маленькой птахой. Перелетая с одной руки на другую, она устремляется вверх (на кульминационном аккорде) и... улетает в чи­стое светлое небо, стремясь к родному гнез­ду. И вслед ей — прощальный взмах руки. (Дети исполняют пластический этюд.)
 
У. А эти строки вы помните: Я глядел на незабудку, (ребята подхватывают) Я глядел всего минутку, Но теперь я долго-долго Не забуду незабудку... Всего четыре строчки. А что за ними?
 
Д. Человек. Очень добрый. Он умеет уви­деть красоту. И защитить ее. У него очень отзывчивое сердце.
 
У. Но это не просто стихи, это — песня. (Исполняют песню «Незабудка» З.Левиной.) Как вы думаете, композитор создал «пор­трет незабудки» или «портрет человека», его настроения И какая же интонация понадо­билась композитору для этой песни?
 
Д. В этой песне как бы два портрета. Мы видим и голубую хрупкую незабудку, но в мелодии этой песни - нежной, тихой, пе­вучей - слышим мелодию человеческого сердца. А еще про незабудку мы пели в песне «Красные следопыты».
 
У. А в этой песне такая же интонация? Вспомните слова.
 
 Д. У цветка незабудки Ты спроси про войну. Ты прислушайся чутко И услышь тишину.
 
У. О какой тишине говорит поэт В.Нек­расов в этих строчках?
 
 Д. О тишине памяти. Мы должны по­мнить о тех, кто отстоял мир, защитил нас. Поэтому и цветок называют «незабудка». В этой песне интонация строгая, серьезная, хотя и певучая. Но в то же время эта инто­нация — героическая. (Ребята исполняют «Песню красных следопытов» Е.Доги.)
 
 У. Как много музыки звучало у нас се­годня — Рахманинов, Шопен, Левина, Дога, вспоминали о Глинке, Григе, Щедрине. Чи­тали замечательные стихи. А какие худож­ники были с нами вместе на этом уроке — Васнецов, Куинджи, Дубовской! А как вы думаете, зачем мы их собрали всех вместе в нашем классе? Д. Чтобы поговорить о красоте, о при­роде, о душе человека.
 
У. Так что же объединило их вместе, да и нас с вами тоже?
 
Д. Образ тишины.
 
У. И только?
 
 Д. Мы услышали и поняли, какой раз­ной бывает тишина и в природе, и в душе человека. Для этого композиторы, поэты и художники находят разные интонации, раз­ные характеры, разные мелодии.
 
У. А мне особенно приятно, что сегод­ня передо мной были на этом уроке не про­сто ученики, не просто девочки и мальчи­ки, а творцы — поэты, художники, компо­зиторы. Потому что вы тоже создавали этот образ, вам удалось услышать мелодии та­кой разной тишины, вы поняли, как много она значит в нашей жизни.
 
 Звучит мелодия II части Второго кон­церта для фортепиано с оркестром С.Рах­манинова.
 
 Ребята выходят из класса.
 
 
Приложение 1
Просмотров: 8794 | Добавил: Ele | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 392
Статистика
Календарь
«  Октябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Мини-чат
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz