Игры для развития
звуковысотного слуха и закрепления программного материала.
Дети проявляют особую любовь к музыкальному искусству
и могут быть вовлечены в посильную для их возраста деятельность, целью
которой является развитие интереса к музыке.
Чудесный мешочек
Игровой материал.
Небольшой мешочек, красиво оформленный аппликацией. В нем игрушки:
мишка, заяц, птичка, кошка, петушок. Можно использовать персонажи из кукольного
театра.
Ход игры.
Участвует вся группа. «Дети, — говорит воспитатель, — к нам на занятие
пришли гости. Но где же они спрятались? Может быть, здесь? (Показывает
мешочек.) Сейчас мы послушаем музыку и узнаем, кто там».
Музыкальный руководитель проигрывает мелодии знакомых детям
произведений: «Петушок» — русская народная мелодия, «Серенькая
кошечка» В. Витлина, «Воробушки» М. Красева,
«Медведь» В. Ребикова и др.
Дети узнают музыку, кто-либо из них достает из мешочка
соответствующую игрушку и показывает всем.
Подумай и отгадай
Игровой материал.
Карточки (по числу играющих), на которых изображены медведь, зайчик,
птичка.
Ход игры.
Детям раздают по одной карточке. На фортепиано или в
грамзаписи звучит мелодия: «Зайчик» М.’ Старокадомского, «Медведь» В.
Ребикова, «Воробушки» М. Красева.
Дети узнают мелодию и поднимают нужную карточку. Например, после песни
«Медведь» В. Ребикова поднимают карточку с изображением медведя.
Птицы и птенчики
Игровой материал.
Лесенка из трех ступенек, металлофон, игрушки (3—4 большие птицы и 3—4
птенчика).
Ход игры.
Участвует подгруппа детей. У каждого ребенка по одной игрушке.
Воспитатель играет на металлофоне низкие и высокие звуки, например, до
второй октавы. Дети, которые держат птенчиков, должны
выйти и поставить игрушки на верхнюю ступеньку. Затем звучит до первой
октавы, дети ставят больших птиц на нижнюю ступеньку.
Курица и цыплята
Игровой материал.
Домик, кукла Маша, металлофон. Все раскладывается на столе. У детей в
руках игрушечные птицы (курица и цыплята).
Ход игры.
Дети рассаживаются вокруг стола. Воспитатель берет куклу и говорит: «В
этом домике живет кукла Маша, у нее есть много кур и цыплят. Их пора
кормить, но они разбежались. Маша, позови своих кур. Послушайте, ребята,
кого зовет Маша», играет на металлофоне ре второй
октавы. Дети с цыплятами в руках встают и ставят их перед Машей. Кукла
кормит птиц. Воспитатель просит детей спеть тоненьким голосом, как
цыплята, «пи-пи-пи». Затем кукла Маша зовет кур — воспитатель играет на
металлофоне ре первой октавы. Дети ставят фигурки кур на стол перед
Машей и поют на этом же звуке «ко-ко-ко».
Угадай-ка
Игровой материал.
4—6 больших карточек — каждая разделена на две части. На первой половине
изображен гусь, на второй — гусенок (утка — утенок, кошка — котенок,
корова — теленок и т.д.). Фишки— по две на карточку.
Ход игры. Игра проводится с подгруппой детей (4—6) за столом. У
каждого одна карта и две фишки. Воспитатель произносит: «Га-га-га»
(поет на ре первой октавы). Дети, у которых на карточке изображен гусь,
должны закрыть его фишкой. Воспитатель произносит: «Га-га-га» (поет на
ля первой октавы), дети закрывают фишкой картинку с гусенком.
Кто в домике живет
Игровой материал. На карточке нарисован красочный терем в два
этажа: нижние окна большие, верхние — поменьше. Внизу под каждым окном
изображены рисунки: кошка, медведь, птица. Каждое окошко открывается и
закрывается. Внутри него находятся вставные кармашки, куда вставляются
картинки перечисленных животных, а также картинки с изображением
детенышей этих животных.
Ход игры.
Воспитатель рассаживает детей полукругом и показывает дом-теремок, в
котором живут кошка с котенком, птица с птенчиком и медведь с
медвежонком. «На первом этаже, — говорит воспитатель, — живут мамы, на
втором — их дети. Однажды все ушли гулять в лес, а когда вернулись
домой, то перепутали, кто где живет. Поможем им найти свои комнаты».
Раздает каждому по одной карточке.
Проигрывается знакомая мелодия в различных регистрах. Например, звучит
мелодия песни «Серенькая кошечка» В. Витлина.
Ребенок, у которого соответствующая карточка, вставляет ее в окошечко
первого этажа напротив рисунка, изображенного на домике. Звучит та же
мелодия, но на октаву выше. Встает ребенок с карточкой котенка и
помещает ее в окошечке на втором этаже.
Так же проводится игра с музыкой про птичку и медведя («Птичка» М.
Красева, «Медведь» В. Ребикова). Она продолжается до тех пор, пока все
карточки не будут вставлены в кармашки. В конце игры воспитатель
поощряет правильные ответы.
Если кто-то из детей ошибся, объясняет, что медведь не поместится в
кроватку кошечки и не сможет сесть за ее стол, когда вдруг попадет не в
свою комнату, и т. д.
Найди игрушку
Игровой материал.
Игрушки, соответствующие содержанию песен: зайчик, медведь, кошечка,
петушок и т. д.; фонотека (программные произведения).
Ход игры.
Игрушки лежат на столе. Полукругом сидят дети.
Воспитатель предлагает послушать мелодию и выбрать (называет имя
ребенка) соответствующую игрушку. Игра заканчивается, когда на столе не
останется ни одной игрушки.
Игра может проводиться на занятии для закрепления знакомых произведений и
в свободное от занятий время (лучше во второй половине дня).
В лесу
Игровой материал.
На планшете изображен лес; 2—3 дерева, пенек приклеены к картине средней
своей частью по высоте. Этим как бы создается объемность и, кроме того,
к одной половине елки (дерева, пенька) приклеен кармашек, в котором
помещается фигурка зайчика (петушка, кошки, мишки и т.д.). Картонажная
фигурка девочки ставится рядом с лесом.
Ход игры.
«Дети, посмотрите, какой красивый лес, — говорит воспитатель. — Здесь
березки, елочки. Девочка Таня пришла в лес собирать цветы и ягоды. А за
деревом кто-то спрятался, наверное, какой-то зверек. Поможем Тане
отгадать, кто там сидит. Послушайте песенку и отгадайте». На фортепиано
или в грамзаписи исполняется, например, «Заинька», русская народная
мелодия в обработке Н. Римского-Корсакова. Для проверки
ответа ребенку разрешается заглянуть за дерево, где находится фигурка
зайчика (картинка елки сгибается вдоль по центру, там кармашек).
Игра проводится со всеми детьми и может быть использована на музыкальном
занятии во время пения и слушания
музыки.
Буратино
Игровой материал.
Коробка, на ней нарисован Буратино.
С боковой стороны коробка открывается, туда вставляются карточки с
красочными иллюстрациями к различным программным песням и пьесам
(елочка, паровоз, машина, санки, кукла, флажок и т.д.),
знакомым детям.
Ход игры.
Воспитатель объясняет детям, что к ним в гости приехал Буратино и привез
с собой песни, а какие — дети сами должны отгадать. Музыкальный
руководитель проигрывает произведения, дети отгадывают. Для
проверки ответа из коробки достают соответствующую картинку.
Например, исполняется песня «Елочка » М. Красева, ребенок достает
карточку с изображением новогодней елки, или звучит мелодия песни «Паровоз»
З. Компанейца – из коробки достают картинку паровоза и т. д.
Игра может проводиться на музыкальном занятии с целью закрепления
программных музыкальных произведений.
|