Музы Стерлитамака
Главная » Файлы » Мои файлы

Программа вокального развития "Акварельки"
[ Скачать с сервера (539.0 Kb) ] 08.09.2011, 16:15

Программа

спецкурса

вокального ансамбля «Акварельки»

 для учащихся 1-9классов

срок реализации – 2 года

возраст детей – 7-15 лет

 

 

                                                                             Автор-составитель спецкурса: учитель музыки                                     

                                         Лосева Елена Вячеславовна

 

г. Стерлитамак

2011 г.

1.Пояснительная записка

Настоящие методические рекомендации адресуются учителя музыки, так как вокально-хоровая работа является важной составляющей урока.

 Работа предназначена для коллективов общеобразовательных школ, состоящих из ребят среднего и старшего возраста.

Воспитание вокальных навыков - результат продолжительной работы. Это сознательный процесс; нужно ясно представлять к какому образцу стремиться и как достичь результатов.

      Программа обучения вокала ставит своей целью дать возможность ученикам

получить основы вокального и музыкального образования, а  так  же

Эмоциональное развитие ребенка через песню.

Расширение представления об окружающем мире.

Развитие способности к самовыражению, самореализации

Для достижения главной  цели перед  педагогом  ставятся  следующие  задачи

  • Учить ребенка выразительному, искреннему исполнению понятных, интересных ему несложных песен.
  • Учить овладевать необходимыми вокальными навыками, а именно:
  • учить детей петь естественно, легко, без напряжения, мягким звуком;
  • петь согласованно, не отставать и не опережать, одновременно начинать пение и заканчивать, слушать других;
  • исполнять песню различными способами (в сопровождении музыки и без, с помощью взрослого и самостоятельно, коллективно и индивидуально);
  • обучать детей четкой дикции, внятно произносить слова, активно артикулировать;
  • развивать музыкальные способности (слух, память, ритм, мышление);
  • правильно передавать направление мелодии (вверх, вниз), различать звуки по высоте, длительности, динамические оттенки, темпы; сохранять ритмический рисунок;
  • отмечать правильное и неправильное пение;
  • расширять певческий диапазон, брать правильное дыхание (перед началом пения, между фразами, удерживать до конца фразы);
  • развивать сенсорные способности (чувствовать, ощущать, сопереживать);
  • учить импровизировать.

Пути реализации программы:

В работе с детьми:

  • Внедрение новых форм и методов в организацию занятий.
  • Широкое включение песни в повседневную жизнь
  • Организация индивидуальной работы

В работе со взрослыми:

  • Осуществление совместной работы с администрацией, родителями по внедрению программы.
  • Создание предметно-развивающей сферы.
  • Проведение бесед-консультаций с родителями на темы: "Песня в жизни ребенка", "Как беречь голос ребенка" и т.д.
  • Привлечение родителей к участию в праздниках.

В работе музыкального руководителя:

  • Расширение профессиональных знаний путем посещения семинаров, фестивалей, конкурсов.
  • Участие в концертной деятельности (ансамбля "Акварельки").
  • Обзор новой методической литературы.
  • Накопление материала, аудио - записей для использования на занятиях.

Желаемый результат


Осуществляя в работе цели и задачи, поставленные программой, хотелось бы положительным итогом своей работы считать:


Дети должны
иметь устойчивый интерес к песне, в особенности детской; уметь эмоционально исполнить ее; расширить певческий дипазон на 2-3 тона; петь выразительно, правильно передавать мелодию; петь индивидуально, подгруппами и коллективно; использовать песню в самостоятельной деятельности; изъявлять желание участвовать в концертах.


 Родители должны знать необходимость и пользу пения; быть знакомыми с детским песенным репертуаром; поддерживать интерес детей к песне в семье.

Администрация должна содействовать, поддерживать процесс внедрения программы.

Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности, главными из которых является сольной и ансамблевое пение, слушание различных интерпретаций исполнения, пластическое интонирование, добавление элементов импровизации, движения под музыку, элементы театрализации.

Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, фольклором, сценическим искусством, ритмикой.

Программа примерно раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей.

Теоретическая часть включает в себя нотную грамоту, работа с текстом, изучение творчества отдельных композиторов.

Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен и музыкальных произведений.

Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов-классиков и современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни, значительно обновленный репертуар композиторов- песенников. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.

Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий).

Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Имеет место варьирование.

Методы и формы.

В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения.

  1. СТИЛЕВОЙ ПОДХОД: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у членов ансамбля осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.
  2. ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД: используется в данной программе как важнейший художественно- педагогический метод, определяющий качественно- результативный показатель ее практического воплощения.

Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально- сценической театрализации.
В связи с этим в творчестве и деятельности преподавателя и члена вокального кружка проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.

  1. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.
  2. МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ: это один из основных производных программы. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.

Планируемый результат.

Первый год обучения:

  • наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);
  • владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
  • проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);
  • уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
  • стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;
  • умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм), а также несложные элементы двухголосия – подголоски.

Второй год обучения:

  • наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально-творческое самовыражение (пение в ансамбле и соло, участие в импровизациях, активность в музыкально- драматических постановках);
  • увеличение сценических выступлений, движения под музыку, навыки ритмической деятельности;
  • проявление навыков вокально-хоровой деятельности (некоторые элементы двухголосия, фрагментарное пение в терцию, фрагментарное отдаление и сближение голосов – принцип "веера”, усложненные вокальные произведения);
  • умение исполнять одноголосные произведения различной сложности с не дублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение а капелла в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания;
  • усложнение репертуара, исполнение более сложных ритмических рисунков;
  • участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство.

 


Первый год обучения:

№ п/п

Тема

Кол- час



1

Введение. прослушивание  голосовых аппаратов

Беседа о ТБ, голос, профилактика

Знакомство  с голосовым аппаратом

2

 

2

Певческая установка. Дыхание

3

 

3

Детский фольклор.

3

 

4

Детские песни  в нашей  жизни

Песни  из мультфильмов. Дирижерский жест

2

 

5

Унисон. Упражнения на унисон. Нотная грамота

Основы музыкальной грамоты. Ритм

 

7

4

 

6

Вокальная позиция.

Знакомство с различной манерой пения.

Вокальные навыки.

3

 

7

Звуковедение.

3

 

8

Дикция.

 

4

 

9

Канон.

Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти.

Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве.

2

2

1

 

 

 

Второй год обучения:

№ п/п

Тема

Кол. час



1

Введение, владение своим голосовым аппаратом,

Использование певческих навыков.

3

 

2

Звук. Тембр звука.

1

 

3

Детские песни  в нашей  жизни.

1

 

4

Фольклор. Жанры РНМ.

2

 

5

Унисон.

 Вокальная постановка

Вокальная позиция.

13

 

6

Дикция. Дикция вокальных  звуков.

4

 

7

Основы музыкальной грамоты. Ритмический рисунок.

2

 

8

Сценическая хореография.

5

 

9

Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве.

5

 

10

Подготовка и проведение праздников.

Концертная деятельность.

2

 


 

Категория: Мои файлы | Добавил: Ele
Просмотров: 2227 | Загрузок: 361 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [46]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 392
Статистика
Мини-чат
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz