Музы Стерлитамака
Главная » Файлы » Мои файлы

Ритм, ритмическое развитие.
14.09.2011, 20:27

Только ритмы

Музыка и время. Ритм, метр, имитация – основы музыкального языка. Древние ударные. Простейшие (чётный и нечётный) ритмы. Представление о длительности и метре (темпе). Градации метра. Отображение чётного и нечётного ритма.

По некоторым признакам элементы музыки – звукового процесса, связанного определённой зависимостью со временем, – сопутствуют человеку с доисторических времён, с тех пор, когда речи как таковой ещё не существовало. Древний человек освоил ритмический язык, ибо всё вокруг подчинялось своему ритму: жизнь и смерть, смена времён года,   восходы  и  заходы   солнца   и   луны,  биение   сердца,  падение дождевых капель... Ритмический язык, быть может, сопоставим с азбукой Морзе, что использовалась задолго до появления, скажем, мобильного телефона. Наши далёкие предки, без сомнения, могли произносить какие-то звуки, имитировали звуки природы. Подражание, имитация в сочетании с ритмической основой делали передаваемую информацию более яркой, образной, достоверной, что в конце концов привело к появлению речи. Иначе говоря, у речи и музыки общие корни – имитация и ритм.
Так ли это? Необходимо разобраться!
Начнём, пожалуй, с ритма. Самые простые, известные каждому начинающему музыканту элементы ритмического языка – это двухдольный и трёхдольный, или, как их ещё называют,  чётный и нечётный ритмы. В современной музыкальной системе они представляются так называемыми размерами, длительность которых соответственно две и три четверти. Мы будем совершенно правы в предположении, что четверть – это некая привычная (средняя, традиционная) единица измерения длительности. Если всё это, на ваш взгляд, слишком абстрактно, сложно, то давайте попробуем проиллюстрировать наши соображения графикой и простыми примерами.

Это и есть четвертная нота:   

Соединяя две четверти, получим "половинку":

А соединив четыре четверти или две половинки, получим "целую":

Этой нехитрой арифметикой начинающие музыканты овладевают к пяти-шести годам. Именно поэтому при изучении простых дробей в школе (через пять-шесть лет) им не приходится переводить такое огромное количество яблок и сладостей. Но если вы чувствуете необходимость воспользоваться яблоками или тортом, поделив их на четверти и половинки,  сделайте  это.  Заодно можно и подкрепиться.
А что если нам потребуется нота короче четверти? Или длиннее четверти, но короче половинки? Как быть? Со временем мы решим и эту проблему. Но проявим терпение, ведь человечеству потребовалось для этого около тысячи лет…
Итак, ритм – это характер следования сигналов друг за другом. Метр, или темп, – скорость передачи сигналов или количество сигналов, передаваемых в единицу времени, например за одну минуту.   
Эти скромные приобретения покажутся нам куда дороже, если с высоты современных знаний мы сумеем оценить весь грандиозный опыт, выстраданный нашими предшественниками в создании той универсальной коммуникационной системы, сущность которой составляют ритм и метр.
Сегодня для определения правильного метра, или темпа, широко используется простой механический прибор – метроном.  Легко угадать в его конструкции нечто вроде часов с перевёрнутым маятником. Вдоль маятника мы можем перемещать небольшой груз. Каждому его положению соответствуют деления, которые указывают градации темпа в цифрах (количество четвертей в минуту) и обозначениях на итальянском языке:
Largo (буквально "широко") – очень медленный темп и largetto – более лёгкий и подвижный;
Adagio – медленный и adagietto – чуть более подвижный темп;
Moderato – умеренный, средний темп;
Andante (буквально "шагом") – спокойный, небыстрый темп и andantino – более подвижный, чем andante;
Allegro (буквально "весёлый") – быстрый и allegretto – чуть менее скоро, чем allegro;
Presto – довольно быстро и prestissimo – ещё быстрее.
Всё же отметим, что появление такого прибора вряд ли было возможно до 1657 года, когда знаменитый физик Христиан Гюйгенс сообщил об изобретённых им маятниковых часах. Но и тогда они были редкостью, к тому же очень дорогой.
Дело в том, что до изобретения метронома за единицу отсчёта правильного темпа принимались  либо темп шага, либо частота дыхания, а чаще всего – ритм сердца.
"Сердце подскажет…" – слышали когда-нибудь такое выражение?
Оказывается, это ещё и о музыке…

                   * * *
Только ритмы, одни только ритмы,
бесконечное множество ритмов,
их биенье, круженье, теченье,
и пересеченье,
и противоборство.
Вся Вселенная – скопище ритмов,
Грандиозная ярмарка ритмов,
их ристалище, форум, арена.
Мы живём на космической ярмарке ритмов,
мы наполнены ими,
пронизаны ими,
мы просто напичканы ими.
Мы и сами –
круженье космической пыли,
мы малые ритмы Вселенной.
Все планеты и звёзды,
трава и цветы, 
и пульсация крови,
искусство,
политика,
страсть – 
только ритмы,
одни только ритмы.
Такова и поэзия, кстати:
её  стержень, и ось, и основа –
напряжение ритма,
движение речи,
пульсация слова.
Вы, возможно, заметили,
как я легко
обхожусь временами без рифмы,
но без ритма –
о нет, извините,
без ритма всему наступает конец,
это смерть,
ибо только она
существует вне ритма <…>

                                   Юрий Левитанский



Отображение и воспроизведение чётного и нечётного ритмов.
Ритм и метр. Сильная и слабая доля. Градации темпа и динамики.

Особое искусство – отработать каданс, то есть так завершить композицию, чтобы все инструменты замолчали вместе, одновременно.
И ненадолго замереть, вслушиваясь в тишину.
Этот момент – из самых приятных.

Представьте, что у вас появилась возможность воспользоваться целым оркестром  разноплемённых ударно-шумовых инструментов, выполненных из природных и искусственных материалов. Так может выглядеть методический набор, предназначенный для уроков музыки.
Кто-то из учителей увидит в этом ярком, интригующем подарке что-то вроде ящика Пандоры и будет стоять на том, что предлагать это детям на уроке – безумие.
А кто-то наверняка станет утверждать, что набор неполон, ибо в комплекте недостаёт пистолета, из которого педагогу надлежит застрелиться тотчас же, как его ученики дружно ударят в барабаны.
Не станем забывать, что даже самые безопасные игрушки надо передавать в руки ребёнку не все разом, а постепенно – по одной. Нашу "шумную компанию" следует растянуть надолго, ведь с её помощью можно научиться очень многому.
Чему же? Это зависит и от возраста, и от степени подготовки учеников, но почти все занятия, перечисленные ниже, необыкновенно увлекательны.

1. Для начала мы воспроизведём двухдольный (чётный) ритм, воспользовавшись настоящим африканским барабаном "Конго":

Упражнение «двухдольный (чётный) ритм»

2.  А вслед за ним и трёхдольный (нечётный) ритм – при помощи, например, пары барабанов "Бонгос":

Упражнение «трёхдольный (нечётный) ритм»

Вам, наверное, известно, что по европейской традиции первая доля – сильная и она слегка выделяет начало каждой из следующих друг за другом повторяющихся ритмических фигур.
Допустим, что каждая из ритмических фигур символизирует нечто: слово, понятие, образ.
Два у нас уже есть. Как же получить третье?
Риторический вопрос! Ведь вы уже догадались.
3. Мы просто соединяем две структуры воедино. Отныне левая рука выполняет двухдольную, а правая – трёхдольную партии.
Увеличим скорость (в музыке она определяется значением, называемым метр: количеством четвертей в минуту) и, быть может, получим ещё один новый символ, или понятие.
Но, не имея представления о нотной записи, мы, наверное, не смогли бы воспроизвести такой сложный метроритмический рисунок, как "три на два".
Или смогли бы? Можно ли придумать какую-то нетрадиционную форму записи, которая была бы понятна не только музыкантам? Можно! Вот она:

Упражнение «три на два»

Прежде чем мы начнём всерьёз практиковаться в воспроизведении простых и синкопированных ритмов, договоримся о правилах.
Некоторые общие правила, что называется, налицо:

1. Сильная доля и совпадение ударов в правой и левой руке приходятся на начало каждой новой серии. В музыкальной нотации это пространство называется тактом.

2. Все такты идентичны, т. е. похожи друг на друга как близнецы, если только мы не меняем ритм.  Особенно хорошо это заметно при изучении рисунка "три на два", где серии (такты) довольно коротки и их много умещается в одной строчке.
Вот так, при помощи нехитрых расчётов, можно отобразить достаточно хитрые упражнения, не прибегая к помощи нотации.
Знания и навыки, о которых речь пойдёт ниже, позволят бесконечно разнообразить звучание этого уникального оркестра.

Прибегнем вновь к инструментам из "шумной компании" для совершенствования наших умений в обращении с метроритмическими структурами.

1. При помощи любого из этих инструментов можно понемногу научиться отображать чётный и нечётный ритм с акцентированием сильной доли поочерёдно правой и левой рукой, аккомпанируя танцевальной музыке эпохи Возрождения или музыке клавирных и инструментальных сюит барокко.

2. Пусть тот, кто слишком агрессивен в обращении с ударными инструментами, дирижирует, оттеняя при этом сильную долю характерным  движением руки сверху вниз. Можно соорудить для него и дирижёрскую палочку. Она, к счастью, не производит почти никакого шума.

3. Со временем нашему дирижёру можно будет посоветовать научиться свободной рукой давать динамические указания солисту или маленькому ансамблю, которым он "руководит": forte (громко), piano (тихо), mezzo forte (чуть громче), mezzo piano (чуть тише), fortissimo (оглушительно), pianissimo (едва слышно), crescendo (с нарастанием громкости), diminuendo (с убыванием громкости). Возможно, рано или поздно дирижёр и ансамбль смогут совместно применять такие сложные динамические приёмы, как sforzando (сильный, острый динамический акцент) и subito piano (внезапное piano – противоположный sforzando акцент).

4. Ансамбль при этом может потихоньку разрастаться. Следует разнообразить партии за счёт договорённости о распределении акцентируемых долей между участниками ансамбля.

Например: 
• один исполнитель на своём инструменте участвует во всём сопровождении, акцентируя каждую долю;
• другой подаёт голос только на сильную долю;
• третий – только на чётные доли;
• четвёртый – только на нечётные доли;
• пятый акцентирует каждую долю двойным или тройным ударом и т. д.

5. Особое искусство – отработать каданс, то есть так завершить композицию, чтобы все инструменты замолчали вместе, одновременно. И ненадолго замереть, вслушиваясь в тишину.
Этот момент – из самых  приятных.

Категория: Мои файлы | Добавил: Ele
Просмотров: 2108 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [46]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 392
Статистика
Мини-чат
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz