Музы Стерлитамака
Главная » Файлы » Мои файлы

Учебно-методический комплект по программе В. В. Алеева, Т. Н. Кичак, Т.И. Науменко "Музыка" для 1-4 и 5-8 кл.
08.09.2011, 12:36

Учебно-методический комплект по программе
В. В. Алеева, Т. Н. Кичак, Т.И. Науменко
"Музыка"

 для 1-4 и 5-8 кл.

Примечание: УПК для 2-3-4-х классов в настоящее время находятся в разработке.

Программа "Музыка", рассчитанная на четыре года обучения, предназначена для общеобразовательных учреждений различного типа. Она разработана на основе обязательного минимума содержания начального общего образования с опорой на примерные программы начального общего образования (раздел "Музыка").

Данная программа во многом учитывает позитивные традиции в области музыкально-эстетического образования школьников, сложившиеся в отечественной педагогике. Преимущественной содержательной и концептуальной опорой стали главные положения программы, созданной под научным руководством Д. Б. Кабалевского.

ЦЕЛЬ предмета "Музыка" в начальной школе заключается в формировании основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.

ЗАДАЧИ предмета "Музыка" заключаются в следующем:

  • привить любовь и уважение к музыке как предмету искусства;
  • научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;
  • способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру;
  • привить основы художественного вкуса;
  • научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства (в первую очередь литературой и изобразительным искусством);
  • обучить основам музыкальной грамоты;
  • сформировать потребность в общении с музыкой.

Реализация задач осуществляется через различные виды музыкальной деятельности, главными из которых являются хоровое пение, слушание музыки и размышления о ней, игра на детских музыкальных инструментах, а также музыкально-ритмические движения, пластическое интонирование, импровизация и музыкально-драматическая театрализация. Широкий интегративный контекст программы (имеются в виду многочисленные содержательные связи с предметами "Литературное чтение", "Изобразительное искусство", "Русский язык", "Окружающий мир") не снижает самоценности предмета "Музыка", а лишь придает больший "стереофонический" объем в восприятии и усвоении его содержания.

Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов-классиков, охватывающие временной диапазон от эпохи барокко до наших дней, народная музыка России и стран ближнего и дальнего зарубежья, образцы духовной музыки, а также значительно обновленный репертуар композиторов-песенников. Особо отметим, что песенный материал не столько выполняет вспомогательную, "иллюстративную" функцию, сколько играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.

Отбор музыкальных произведений осуществлен с учетом их доступности, художественной выразительности, очевидной образовательной и воспитательной направленности. Академический материал подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках урочной деятельности; песенный репертуар дан в расширенном варианте с целью его вариативного использования.

Сочинения (или их фрагменты), предназначенные для прослушивания, звучат не более одной-двух минут в 1, 2 классах и две-три минуты в 3 и 4 классах.

В качестве главных методов программы избраны метод междисциплинарных взаимодействий (В. Алеев), стилевой подход, творческий метод (Л. Предтеченская), системный подход, метод восхождения от частного к общему.

Метод междисциплинарных взаимодействий является важнейшим стратегическим методом данной программы. Его сущность соотносится с понятием межпредметные связи, широко применяемым в области школьной педагогики.

Авторам представляется более точным употребление термина дисциплина, выражающего, по определению С. Ожегова, "самостоятельную отрасль... науки". В данном случае такую самостоятельную отрасль представляет каждый из предметов эстетического цикла, вместе составляющих единую образовательную область "Искусство".

Кроме того, более адекватным считаем употребление понятия взаимодействие, выявляющего процессы воздействия различных дисциплин друг на друга, а также их взаимную обусловленность.

В рамках программы для начальной школы метод междициплинарных взаимодействий проявляет себя в "создании художественного контекста" (Л. Горюнова) - поэтического, изобразительного по отношению к музыкальному (1-4 классы); в выявлении содержательной общности между музыкой, поэзией и живописью на уровне темы (2 класс. Тема "Осень: поэт - художник - композитор"); в обозначении некоторых жанровых параллелей между музыкой и живописью (3 класс. Тема "Может ли музыка нарисовать портрет?"); наконец, в нахождении взаимодействия отдельных средств художественной выразительности между музыкой и изобразительным искусством (4 класс. Тема "Цвет и звук: "музыка витража").

Особо отметим, что явление взаимодействий распространяется не только на область искусства, но и получает широкое воплощение с точки зрения "музыка и жизнь".

Стилевой подход, также широко применяемый в программе, нацелен на постепенное формирование у школьников осознанного стилевого восприятия музыки. Понимание стиля, представляющего как "музыкально-интонационный почерк" отдельного произведения (1 класс. Тема "Детский альбом" П. И. Чайковского"; 4 класс. Тема "Знаменитая Сороковая"), творчества композитора (2 класс. Тема "Вечный солнечный свет в музыке- имя тебе Моцарт!"), музыкального течения (3 класс. Тема "Великое содружество русских композиторов"), музыкального направления (4 класс. Тема "Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики"), пронизывает тематизм программы с 1 по 4 класс.

Творческий метод, впервые обозначенный в середине 90-х годов Л. Предтеченской в применении к курсу "Мировая художественная культура", используется в нашей программе как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно-результативный показатель ее практического воплощения.

Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и потому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности школьников, и в первую очередь в пении, импровизации, музыкально-драматической театрализации.

В связи с этим отличительными критериями оценки творчества и деятельности как учащихся, так и учителя являются неповторимость и оригинальность, проявляющиеся в опоре на личную инициативу, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.

Системный подход направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы - ее тематизма, музыкального и фонового материала, видов практической деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей и целого (в данном случае соотносится содержание каждого года обучения с содержанием всего этапа начального образования, а также с внутренней структурой программы). Наконец, использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими (настоящей программы по музыке с программами по литературному чтению, изобразительному искусству, русскому языку, окружающему миру).

Метод восхождения от частного к общему отражает постоянное развитие компонентов программы по пути все более полного, всестороннего и целостного охвата материала.

Программа имеет трехуровневую иерархическую структуру. Подобная структура раскрывается в опоре на принципы систематичности и последовательности (метод "шаг за шагом"); "развития по спирали" (многократные повторения тем на разных этапах, в разных классах, на более обогащенном смысловом уровне); сквозного развития (непрерывное развитие тем внутри каждого класса).

Первый (концептуальный) уровень проявляет себя в названиях тем каждого года обучения, играющих роль опорных точек в развитии содержания:
1 класс - " Музыка, музыка всюду нам слышна...";
2 класс - "Музыкальная прогулка";
3 класс - "О чем рассказывает музыка";
4 класс - "Музыкальное путешествие".

Содержание 1 класса раскрывает картину звучащего мира, окружающего ребенка. Рассказывается, что музыка звучит повсюду - в природе, в дни праздников, в сказках, обрядах, в мультфильмах и театральных постановках.

Во 2 классе содержание углубляется за счет привлечения более широкого контекста музыкальных и других художественных явлений. Происходит развитие и углубление таких тем, как "Музыкально-театральные жанры", "Музыкальные инструменты", "Музыка - живопись - поэзия", "Основы музыкальной грамоты".

В 3 классе акцентируется проблема, связанная с многообразием содержания музыкальных произведений (музыкально-историческая тема, музыкально-патриотическая тема, духовная музыка). Кроме того, ряд внутренних тем освещает вопросы влияния содержания на музыкальную интонационность, на музыкальные формы (вариации, рондо).

В 4 классе аккумулируется вышеназванная проблематика; школьники знакомятся с музыкальной культурой России, а также стран ближнего и дальнего зарубежья - Украины, Белоруссии, Польши, Италии, Австрии, Германии, Норвегии, Франции. Музыкальное путешествие предстает в ориентации на яркие музыкальные стили:

  • стиль выдающихся произведений (В. А. Моцарт. Симфония № 40; Л. Бетховен. Симфония № 5; Ф.Шопен. Этюд, соч. 10 №12 "Революционный"; А. Скрябин. "Прометей" и др.);
  • стиль творчества отдельного композитора (В. А. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шуберт, Ф. Шопен, Дж. Верди, Э. Григ);
  • стиль музыкального течения ("Могучая кучка");
  • стиль направления (венский классицизм).

Второй (переходный) уровень организации содержания воплощается в опоре на указанный принцип "развития по спирали". Это позволяет выстроить внутреннюю рубрикацию содержания по тематическим блокам, отражающим последовательное и систематическое прохождение тем в каждом из четырех классов начальной школы. Укажем эти блоки.

ПРИРОДА В МУЗЫКЕ
СКАЗОЧНЫЕ И БЫЛИННЫЕ ОБРАЗЫ В МУЗЫКЕ
НАШИ ЛЮБИМЫЕ ПРАЗДНИКИ
НАША РОДИНА. ГЕРОИЧЕСКАЯ И ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ТЕМА
МУЗЫКА - ЖИВОПИСЬ - ПОЭЗИЯ
ВЕЛИКИЕ КОМПОЗИТОРЫ, ВЕЛИКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
ЖАНРЫ МУЗЫКИ
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ.
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ, ВИДЫ ОРКЕСТРОВ.
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО.
ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ГРАМОТЫ

Остальные тематические блоки - "Духовная музыка", "Музыка в кинофильмах и мультфильмах" - более камерны по объему. Отметим, что преподавание духовной музыки в общеобразовательных учреждениях различного типа не может быть одинаковым. Поэтому нами представлен минимум содержания в русле данной темы. С целью расширения содержания духовной музыки целесообразно использовать материалы программы "Духовная музыка: Россия и Запад" (М.: Просвещение, 1993).

Наконец, использование принципа сквозного развития определяет построение содержания внутри каждого класса - третий (практический) уровень. Данный уровень наглядно отражен в примерном поурочно-тематическом планировании.

Таким образом, подобное выстраивание содержания программы для 1-4 классов представляет, с одной стороны, законченную и систематическую целостность, с другой, необходимый подготовительный этап для последующего качественно нового погружения в проблематику музыкальной культуры в рамках программы основной школы.

В подтверждение вышесказанного приведем пример, наглядно показывающий линию содержательного взаимодействия программ для начальной и основной школы. Так, тема, связанная с выразительностью звучания музыкальных тембров, получает следующее динамическое развертывание.

Класс
Тема
Методические задачи
1 Музыкальные инструменты. Тембры-краски Знакомство со звучанием отдельных музыкальных инструментов (челеста, флейта, арфа, скрипка)
2 Тембры-краски Продолжение знакомства со звучанием отдельных музыкальных инструментов (орган, фортепиано, клавесин). Колористические возможности индивидуальных тембров (колокольчики) в создании причудливо-фантастических образов
3 Струнные смычковые инструменты Выразительные возможности музыкальных инструментов (на примере отдельных струнных смычковых инструментов)
4 Симфонический оркестр Выразительная роль групп музыкальных инструментов в создании образа произведения
6 Соло и тутти Выразительные возможности различных тембровых сочетаний

Отдельного комментария требует так называемый теоретический раздел программы, включающий сведения из области теории музыки и музыкальной грамоты. Отметим, что изучение нотной грамоты авторы не определяли как самоцель. Необходимые теоретические понятия и сведения воплощаются по-разному. Одни из них введены в образные названия содержательных тем ("Тембры-краски", "Знаки препинания в музыке"), другие представлены в рисунках и фотографиях (изображения звуковысотной "лесенки-чудесенки", музыкальных инструментов), третьи даны в форме текстов-предложений на страницах учебника и рабочей тетради. Таким образом, теория как будто растворяется в общем содержательном потоке.

Принципиальной установкой программы является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении ее содержания. Для понимания и усвоения целого ряда понятий и терминов авторы намеренно вводят так называемые "легкие" темы ("Мои первые в жизни каникулы: будем веселиться!", "Легко ли стать музыкальным исполнителем?" и др.). Такие темы помогают ребенку в шутливой форме, в форме игры, а порой и методом "от обратного" постичь смысл содержания урока.

Подробная рубрикация содержания программы поможет учителю четко организовать поурочное планирование. Однако такая точная регламентированность не должна отражаться на живом характере занятий. Авторы допускают творческий подход со стороны учителя в том, что касается возможной замены отдельных музыкальных произведений, введения дополнительного музыкального материала, методики проведения урока.

Категория: Мои файлы | Добавил: Ele
Просмотров: 7064 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 2.3/3
Всего комментариев: 2
2 ирина  
0
Как скачать программу?

1 Светлана  
0
А скачать программу как-то можно? Нет данной программы в продаже у нас в городе. А мне нужна данная программа за 2011год, не позднее. В городе я работаю по данной программе одна, остальные школы по другим программам.

Имя *:
Email *:
Код *:

Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [46]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 392
Статистика
Мини-чат
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz