Музы Стерлитамака
Главная » Файлы » Мои файлы

Зачем ребенку музыка?
10.09.2011, 20:18

Кто музыки не носит в своем сердце,
Кто холоден к гармонии прелестной,
Тот может быть предателем,
лжецом

В. Шекспир
Зачем ребенку музыка?
Хочу начать со строчек из письма.
«Стоит ли столько времени, сил и нервов тратить на обучение музыке? — пишет Н. Курдюмов из г. Пушкино Московской области. — Ведь эти занятия так мало дают ребенку для жизни… Куда полезнее, на мой взгляд, заняться спортом, выучить иностранный язык или даже просто погулять».
Ответить на письмо т. Курдюмова значило бы ответить на вопрос, вынесенный в заголовок.

1. Красота не уживается со злом.
Первый нарком просвещения А. В. Луначарский великолепно сказал: «Образованный человек — это человек, в котором доминирует образ человеческий», т. е. человек, который способен к сопереживанию, умеющий и в любви, и в ненависти сохранить человеческое лицо.
Мы много внимания уделяем умственному воспитанию детей.
Сегодня неграмотный человек — музейная редкость.
Труднее обстоит дело с нравственным воспитанием, с воспитанием культуры человеческих чувств. Есть основания говорить о «ножницах» между эмоциональным и интеллектуальным развитием личности —  интеллектуальное развитие часто опережает эмоциональное. «Опасность не в том, — сказал на  конференции по музыкальному воспитанию украинский математик Г. Суворов, — что машины начнут думать по-человечески, а в том, что человек начнет думать, как машина».
Действительно, если человека лишить эмоций, то он превратится в робота. Он перестанет мечтать, любить и надеяться.
Иногда родители прилагают все свои силы, чтобы их дети получили аттестат или диплом с отличием, и забывают о духовном мире ребенка, его нравственном развитии. И тогда вырастают молодые люди с неразвитой эмоциональной сферой, не способные к жалости и сочувствию.

И тут на помощь может прийти музыка… Далеко не все верят в такую возможность. «Воспитывать может слово, мысль, поступок. Но звуки ведь не несут конкретной информации», — возражает мне одна из мам на родительском собрании.
Вот отрывок из письма Т. Слишаевой из Воронежа:
«Я считаю, что обучение музыке делает людей добрее, сердечнее. Потому и отдала своих ребят в музыкальную школу, а их у меня трое. Как приятно собраться в воскресенье всей семьей и устроить небольшой домашний концерт. Не раз замечала я, что дети, выступая в концертах вместе, меньше ссорятся, уступают друг другу. И характер у них стал мягче».

Мы задали 82 родителям, дети которых обучаются в музыкальной школе, вопрос «Зачем вы учите ребенка музыке?» и попросили выделить главную, на их взгляд, причину.
36 ответило — чтобы умел на инструменте играть,
21 — для общего развития,
16— хотим, чтобы стал музыкантом,
8 — чтобы полюбил музыку.
А один папа сказал: «Чтобы не рос злым».

Последний ответ, как и письмо Слишаевой, в значительной мере отражает основную тенденцию современной музыкальной педагогики, которую точно сформулировал Д. Б. Кабалевский: «Главной задачей массового музыкального воспитания является не столько обучение музыке само по себе, сколько воздействие через музыку на весь духовный мир учащихся, на их нравственность».

У ребенка мало знаний и опыта, но его эмоциональный мир необыкновенно ярок и сложен. Он обостренно чувствует добро и зло, фальшь и искренность. Очень важно сохранить в детях эту свежесть и непосредственность чувств.
Известный американский педагог Бенджамин Спок писал: «Каждому ребенку необходимо, чтобы его ласкали, улыбались ему, разговаривали с ним, любили его и были с ним нежны. Дети с неразвитой эмоциональной сферой вырастают холодными и замкнутыми».
Одним из важнейших средств эмоционального развития ребенка становится музыка, для которой язык эмоций родной.

Играю семилетней девчушке «Болезнь куклы» из «Детского альбома» П. Чайковского и вижу, как глаза ее погрустнели. Обращаясь непосредственно к чувствам, музыка развивает у детей эмоциональную чуткость, способность сострадания чужому горю, чужому несчастью.
Сережа, 8 лет, прослушав пьесу Шумана «Первая утрата», вспомнил, что видел однажды, как птенчик выпал из гнезда. Прилетели птички, папа и мама, а птенчика нет. Холодно. Дождь. Они сидят на краю гнезда и тоскуют.
Слушая музыку, пытаясь выразить чувства, охватившие их при этом, даже немного выдумывая, дети учатся доброте, душевной тонкости.


О том, что музыка может оказывать воздействие на формирование нравственных качеств человека, знали еще древние. Тот самый Пифагор, который больше известен нам как математик и астроном, сказал свое слово и в античной эстетике. «Смешивая различные мелодии, как лекарства, —  свидетельствует его современник, — он легко поворачивал к противоположному состоянию страсть, неуместную ревность, раздражение, выправляя каждый из этих недостатков к добродетели».
Пифагорейцы провозглашали музыку особым искусством, даром богов, силой, которая очищает, облагораживает душу человека. Они считали, что звуки родственны чувствам и потому рождают в душе отклик. Из этого делался вывод о воспитательном воздействии музыки.
Последователи Пифагора добивались, чтобы музыка перешла в ведение государства, так как в таком серьезном с общественной точки зрения деле, как музыкальное искусство, недопустимы риск и произвол. Они искали «целебные составы» мелодий, танцевальных движений и ритмов, способных обуздать крайность страстей, очистить их от зла.

Другой древнегреческий философ, Платон, сочувствующий эстетическим взглядам Пифагора, писал, что «…ритм и гармония глубже всего проникают в душу человека и сильнее всего захватывают ее, если воспитание поставлено правильно. Это ясно из опыта: когда мы воспринимаем нашим ухом ритм и мелодию, у нас изменяется душевное настроение. Восприятие музыки ведет к тому, что мы начинаем испытывать те же чувства и при столкновении с житейской правдой».

Мысль Платона развил Аристотель: «Не должна ли музыка, помимо того, что она доставляет обычное наслаждение, служить и более высокой цели, а именно производить свое действие на человеческую этику и психику. Что музыка влияет на моральные качества, доказывают помимо многого иного песни Олимпа, которые, по общему признанию, наполняют души энтузиазмом, а энтузиазм есть аффект этического порядка в нашей психике».

Не случайно музыкальные занятия (слушание музыки, игра на лире, кифаре, флейте, хоровое пение) еще со времен Солона вошли в программу древнегреческой школы. И древнегреческие учителя, подбирая определенные музыкальные произведения, старались развить у молодых эллинов такие качества, как доброта, простота, мужество…

А через века выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский, исследуя образ жизни, привычки, увлечения  подростков-правонарушителей, отметил, что они в большинстве своем не знали и не любили серьезной музыки.
«Человек, взявший в руки скрипку, — гласит народная мудрость, — не способен совершить ничего плохого».

Музыка, понятая и прочувствованная ребенком, становится важным средством нравственного воспитания.
Но предоставим слово самим детям.
Вот как ученики младших классов, обучающиеся в нашей музыкальной школе, ответили на предложенные им вопросы:
«Нравится ли вам слушать серьезную музыку? Почему?»
Витя, 7 лет: «Я люблю серьезную музыку. Под нее хорошо мечтать».
Миша, 8 лет: «Мне нравится тихая музыка. Под нее приятно отдыхать и думать».
Сергей, 8 лет: «Когда музыка, мне не скучно. Особенно люблю веселую музыку, чтобы стало радостно и весело. Но грустную музыку тоже люблю».
Саша, 9 лет: «Когда я слушаю музыку, которая мне нравится, у меня хорошее настроение. Хочется петь от радости. Потом еще долго хожу и мне приятно. Люди кажутся хорошими и добрыми. Мама, когда наказывает меня, не дает слушать музыку, которую я люблю. Часто я слушаю музыку, когда устану, и сразу мне становится легче».
Миша, 10 лет: «Я удивляюсь людям, которые не любят слушать серьезную музыку. Конечно, не всякую, а ту, которая нравится. Я, например, очень люблю Баха «Органные прелюдии», Бетховена «Лунную» и «Патетическую» сонаты, Шопена вальсы и ноктюрны и особенно музыку П. Чайковского».
Надо сказать, что были и другие ответы.
Витя, 10 лет, например, написал так: «Не люблю музыку слушать, а еще больше не люблю играть. Но мама заставляет меня ходить в музыкальную школу. Дома я почти не занимаюсь, но меня почему-то никак не исключают». Запомните этот ответ. Мы еще вернемся к нему.

А вот что пишут в ответах полюбившие музыку 14 — 16-летние подростки.
Виктор, 1 5 лет: «По существу, я начал слушать музыку с 11 лет. С тех пор как у меня начались уроки муз. литературы. Дома у нас серьезную музыку почти не слушают. После этого изменилось мое отношение к обучению на инструменте и ко всем занятиям в музыкальной школе. Слушание музыки открыло мне новый мир.  По-моему, и сам я сильно изменился. Теперь я по-настоящему полюбил музыку и многое стал чувствовать понимать, чего не понимал раньше».
Галя, 15 лет: «Особенно люблю старинную музыку Вивальди, Гайдна, Глюка, в которой нет суеты. Послушав эту музыку, я, по-моему, сама становлюсь спокойней и умней. Не так близко к сердцу принимаю всякие мелочи и неурядицы, без которых жизнь невозможна. Часто говорят, что родители должны привить детям любовь к музыке.  А в нашей семье получилось наоборот. Видя, как я  с удовольствием слушаю музыку, родители тоже постепенно стали слушать и получают от этого удовольствие».
А вот что ответила моя 15-летняя ученица, способная с детства, которая сейчас учится в музыкальном училище:
«Музыка научила меня по-новому смотреть на людей. Раньше у меня был очень трудный характер. Малейшее, что было не так, как мне нравится, меня раздражало. Мне кажется, что я стала лучше понимать окружающих меня людей. По-моему, в этом мне помогла музыка».

Прочитав эти высказывания подростков, идущие от сердца, начинаешь лучше понимать фразу из письма одного корреспондента Д. Кабалевского, полковника в отставке: «Человек, погрузившийся в мир Моцарта, не может  быть бандитом». Погрузившись в солнечный, просветленный мир Моцарта или в неистовый, полный мятежного духа и героического движения мир  Бетховена, человек становится лучше, нравственно чище.
Музыка учит добру.
Наша задача привлечь внимание детей к красоте музыки, помочь ощутить ее в полной мере. Потому что, постигая красоту в музыке, ребенок учится ценить ее  в жизни, и в человеческих отношениях.

2. Музыка жить помогает.
С восприятия и познания красоты начинается воспитание эмоциональной культуры, воспитание чувств. Эмоциональная же культура в свою очередь стимулирует работу мысли, заставляет задуматься над смыслом тех или иных нравственных критериев. Таким образом,  эмоции и мышление тесно связаны между собой.
И. П. Павлов писал, что «… главный импульс для деятельности коры полушарий головного мозга идет из подкорки. Если исключить эти эмоции, то кора лишается главного источника силы».
Под влиянием музыкальных впечатлений начинают разговаривать даже инертные дети, с замедленным умственным развитием, которых, казалось, никакими силами невозможно было расшевелить.
Самые теплые и откровенные разговоры у меня с сыном бывают после совместного прослушивания музыки. Музыка создает благодатный фон для общения детей и родителей. Дети и взрослые становятся ближе и понятней друг другу.

Как показали совместные исследования венгерских и немецких ученых, дети, занимающиеся музыкой, обладают лучшей реакцией, легче усваивают счет, лучше ориентируются в пространстве. Была отмечена также прямая связь между музыкальными и математическими способностями ребенка. Учителя младших классов рассказывают, что после уроков музыки очень хорошо проходят уроки чтения. У детей обостряется восприятие. Они лучше соображают. Музыка будит мысль.
Известный венгерский педагог Тибор Шараи (кстати, в Венгрии уроки музыки в школе рассматриваются как равноценные с другими предметами) считает, что «…слушание музыки способствует усвоению познавательного материала других предметов, уменьшает чувство перегруженности. Музыкальный урок со своими игровыми элементами, художественными переживаниями, являющимися некоторым противовесом изучению научных дисциплин, выполняет в расписании функции разрядки, способствуя тем самым освоению познавательного материала других предметов и обостренному восприятию других искусств».
Слушание музыки не только помогает воспитанию чуткости, поэтического  видения мира, но и развивает, так сказать, мужские качества: решительность, мужество, уверенность в себе.
Как сказал Бетховен: «Музыка должна высекать огонь из мужественной души».

Играю ученикам песню Дунаевского из кинофильма «Дети капитанаГранта» и вижу, как на глазах меняются ребята; распрямляются плечи, уверенней, радостней становятся лица.
Музыка, песня могут стать мощным средством политической борьбы.
Замечательный пример воспитательного воздействия песни на народные массы — «Марсельеза» Руже де Лиля.
10 августа 1792 года, во время штурма королевского дворца вспыхнул жестокий бой. Перевес был на стороне королевской охраны. Но вот зазвучала «Марсельеза», и восставший народ бросился на штурм с новой энергией. Дворец взят. Монархия уничтожена. На следующий день по приказу революционного правительства песня издается тиражом 10000 экземпляров и расходится по всей стране. Один из революционных генералов написал в донесении: «Пришлите подкрепление в тысячу человек или в тысячу экземпляров «Марсельезы».
В трудные годы Великой Отечественной войны музыка воодушевляла советских людей, была источником нравственной силы. Знаменитая песня А. Александрова «Вставай страна огромная» была исполнена для бойцов, отправляющихся на фронт, прямо на Белорусском вокзале 25 июня, через три дня после начала войны. А седьмая Ленинградская симфония Шостаковича прозвучала в марте 1942 года. Причем многие музыканты  для исполнения симфонии были отозваны с передовой.
Музыка приходит на помощь человеку в самые трудные, самые трагические минуты его жизни. Когда в 1912 году на «Титанике» возник пожар, корабль стал тонуть и спасения уже не было, музыканты судового оркестра достали инструменты и заиграли Бетховена. И случилось чудо: обезумевшие люди, метавшиеся по палубе, остановились и стали слушать. Огромная внутренная сила бетховенской музыки победила ужас смерти, помогла человеку до последнего мгновения остаться человеком.

Из воспоминаний многих замечательных людей видно, какое большое место музыка занимала в их жмзни. Приведу несколько высказываний.
Стендаль: «Слушая хорошую музыку, я сосредоточиваюсь с большей ясностью и напряженностью над тем, чем занят внутренне».
И. Е. Репин: «Я всегда любил музыку. Если мне подолгу не приходилось ее слушать, я тосковал».
Ч. Дарвин: «…если бы мне пришлось вновь пережить свою жизнь, я установил бы для себя правило читать какое-то количество стихов и слушать какое-то количество музыки… Быть может, путем такого упражнения мне удалось бы сохранить активность тех частей моего мозга, которые теперь атрофировались. Утрата этих вкусов равносильна утрате счастья и, может быть, вредно отражается на умственных способностях, а еще вероятнее, на нравственных качествах, так как ослабляет эмоциональную сторону нашей природы».
А. И. Герцен: «Есть минуты, в которые вполне чувствуешь недостаток земного языка, хотел бы высказаться какой-то гармонией, музыкой. Музыка одна может перенести трепет одной души в другую…»
И. С. Тургенев: «Редко что может меня заставить плакать. Еще иногда стихи Пушкина до слез тронут, — а от музыки часто плачу».

Духовному развитию детей способствует не только слушание музыки, но и все другие формы музыкального воспитания — пение в хоре, обучение игре на музыкальном инструменте (скрипке, домре или фортепиано).
А как много дает ребенку пение в хоре! Он ощущает ответственность за общее звучание песни, и радость коллективного творчества, и облагораживающее  влияние самой песни.
Таким образом воспитательные и музыкальные задачи тесно переплетаются и поддерживают друг друга. Кроме того, исполнение русских народных песен,песен других народов является важной составной частью интернационального воспитания. «Воспитывая хориста, — писал известный советский хормейстер Г. Струве, — вы прежде всего воспитываете человека влюбленного в музыку, человека честного в своих мыслях и поступках».
Большое воспитательное значение имеет и коллективное прослушивание музыки, когда эмоциональный настрой каждого участника хора как бы суммируется и создается особая эмоциональная атмосфера увлеченности музыкой, радости совместного творчества.

Мы попросили учащихся нашей музыкальной школы ответить на вопросы: «Нравится ли вам петь в хоре? Почему?»
Таня, 8 лет: «Очень. Мы все, кто поет в хоре, подружились. Мы не только поем вместе, но и помогаем друг другу. Когда у кого-нибудь песня не получается, мы напеваем ему мотив. И просто дружим друг с другом».
Витя, 9 лет: «Мне нравится. Даже больше, чем играть на скрипке. Я полюбил петь и полюбил музыку. Особенно когда мы поем веселые песни: Пахмутовой «Кони» или Шаинского «Чунга-чанга».
Аня, 8 лет: «Раньше до хора я не любила петь. И не умела. Теперь пение в хоре мой любимый урок. Я и в общеобразовательной школе помогаю учительнице музыки. Она всегда спрашивает меня, когда нужно пропеть мелодию песни. Я и учиться стала лучше».
Галя, 12 лет: «Я узнала, что есть очень много хороших песен. И теперь мы стали часто петь дома. Потому что, когда мама увидела, что я люблю петь,  и она стала петь. А папа теперь не такой сердитый. Он раньше часто ругал маму, когда приходил домой выпивши. А сейчас тоже часто выпивает, но когда видит, что мы с мамой поем, уже не так сердится. И даже иногда нам подпевает. А один раз, когда мы все вместе стали петь, он стал плакать и говорить, что больше никогда не будет пить, и что он плохой, и маму тоже больше не будет ругать. И мама тоже стала плакать, и я. А потом мы вместе пели другие песни очень долго. И правда, папа потом неделю не пил. А потом снова пришел пьяный, но все равно мы поем, и, может быть, он перестанет
пить».
Вот такой берущий за сердце ответ написала девочка.
И действительно, хочется верить, что песня поможет ей в жизни.

При обучении игре на фортепиано, как и при пении в хоре, главная задача состоит не в воспитании отдельных талантов, как считают некоторые родители, а в приобщении к музыке, в том, чтобы музыка стала духовной потребностью ребенка. Есть в обучении игре на музыкальном инструменте и еще один важный воспитательный момент. Ребенок не просто учится играть на том или ином музыкальном инструменте. Он учится играть для других. Учится приносить людям радость. Это оказывает на юного музыканта большое облагораживающее воздействие. Принося добро, мы сами становимся добрее.
И снова отвечают дети.
Вова, 7 лет: «Мне понравилась балалайка. Всего три струны, а весело».
Аня, 8 лет: «Мама хотела, чтобы я играла на фортепиано, а я упросила отдать меня на флейту. И не жалею. У меня подружка тоже занимается на флейте. Звук тоненький, приятный, ласковый. И когда играю что-то, тоже тоненько звенит внутри меня и становится очень радостно».
Сережа, 12 лет: «Мне очень нравится скрипка. Правда, это трудный инструмент. Сначала я думал, что у меня никогда не получится. Но потом потихоньку стало получаться. Теперь меня даже соседи слушать ходят».
Володя, 14 лет: «Для меня игра на фортепиано самое большое удовольствие. Очень много хорошей музыки я играю и все, что мне нравится, могу подобрать. Раньше, когда я был поменьше, я не хотел заниматься и меня заставляли. Но потом я понял, как интересно играть, и теперь мама даже говорит мне, чтобы я заканчивал и шел гулять, а мне хочется играть еще. И в школе хорошо стал учиться. Потому что, мне кажется, эти занятия научили меня трудиться».

Несколько лет назад к нам в школу пришла мама и попросила принять ее сына 12 лет: «Совсем от рук отбился. Дома грубит. Курит. Учиться не хочет. Помогите».
Недалеко время, когда такого рода обращение в музыкальную школу не будет звучать странно. Музыка станет решать непосредственно не только задачи эстетического, но и нравственно-воспитательного характера.

«Среди многочисленных средств воздействия на юное сердце, — писал Василий Александрович Сухомлинский, — важное место принадлежит музыке. Музыка и нравственность — это проблема, ожидающая глубокого изучения и решения. Я убежден, что музыкальная культура является одним из важнейших условий воспитания нравственной культуры».

Категория: Мои файлы | Добавил: Ele
Просмотров: 1680 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [46]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 392
Статистика
Мини-чат
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz