Заповеди педагога искусства- "Люби искусство в себе, а не себя в искусстве".
- Помни: "зорко лишь одно сердце!" Проживай, сочувствуй,
сопереживай вместе с автором произведения и детьми.
- Никогда не унижай детей! Они талантливы и равны с тобой в
правах, они заслуживают уважения.
- Доверяй детям: они знают и умеют больше, чем ты думаешь.
- Чаще ставь перед детьми проблемы. Труд ума и души - основа
занятий искусством.
- Вырабатывай у детей речевую грамотность. Давая новое название
или термин, записывай его на доске или пользуйся карточкой.
- Центр урока - искусство! Две трети урока отведи на его
"звучание".
- Урок искусства - художественно-педагогическое действо. Он
строится по законам искусства, по законам художественной драматургии и
не терпит статичности.
- Чувствуй интонацию урока. Помни, что
художественно-педагогическая импровизация - показатель твоей творческой
свободы и профессионального мастерства.
- Будь профессионален во всем! Не забывай: ты - педагог
искусства, твой рабочий инструмент-слух, зрение. Не допускай фальши ни в
чем.
- Будь грамотен в выражениях, следи за своей речью, не допускай
погрешности в терминологии.
- Уважай в себе профессионала, не работай с некачественными
техникой, музыкальным инструментом, прикладным материалом.
- Помни: "В воспитании все должно основываться на личности
воспитателя, потому что воспитательная сила личности изливается только
из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы,
никакой искусственный механизм заведения, как бы хитро он не был
придуман, не может заменить личности в деле воспитания. Только личность
может воспитывать другую личность, в которой ярко выражены
индивидуальный стиль, своеобразие, неповторимость" (К.Д. Ушинский).
Учителя - "родители духовного развития учащихся" (Я.А. Коменский).
Примерные вопросы для анализа произведения искусства
Эмоциональный уровень: - Какое впечатление производит произведение?
- Какое настроение пытается передать автор?
- Какие ощущения может испытывать посетитель?
- Каков характер произведения?
- Как помогают эмоциональному впечатлению от произведения его
масштаб, формат, горизонтальное, вертикальное или диагональное
расположение частей, звучание определенного инструмента или голоса,
использование определенных архитектурных форм, использование
определенных цветов в картине и распределение света в архитектурном
памятнике?
Предметный уровень: - Что (или кто) изображено на картине?
- Какой инструмент звучит?
- Какие музыкальные темы звучат (если они узнаваемы)?
- Что видит посетитель, стоя перед фасадом? В интерьерах?
- Кого вы видите в скульптуре?
- Выделите главное из того, что вы увидели или услышали.
- Попробуйте объяснить, почему именно это кажется вам главным?
- Какими средствами художник (архитектор, композитор) выделяет
главное?
- Как в произведении скомпонованы предметы (предметная
композиция)?
- Как в произведении проведены основные линии (линейная
композиция)?
- Как в музыкальном произведении чередуются темы?
- Есть ли среди них похожие (музыкальная композиция)?
- Как в архитектурном сооружении сопоставляются объемы и
пространства (архитектурная композиция)?
Сюжетный уровень: - Попробуйте пересказать сюжет картины.
- Попробуйте услышать изменения тем в музыкальном произведении и
их конфликт.
- Попробуйте представить, какие события могут чаще происходить в
данном архитектурном сооружении.
- Что может сделать (или сказать) данная скульптура, если она
оживет?
Символический уровень: - Есть ли в произведении предметы, которые что-либо символизируют?
- Носят ли символический характер композиция произведения и ее
основные элементы: горизонталь, вертикаль, диагональ, круг, овал, цвет,
куб, купол, арка, свод, стена, башня, шпиль, жест, поза, одежда, ритм,
тембр и т.д.?
- Каково название произведения? Как оно соотносится с его
сюжетом и символикой?
- Что, по-вашему хотел передать людям автор произведения?
|